logo
Этика под ред

Раздел III. Высшие моральные ценности

собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбо­ра — более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя.

Особое внимание проблеме выбора уделяется в этике экзистен­циализма, который утверждает, что человек отличается от других природных существ именно способностью«выбирать самого себя», быть самим собой и, следовательно, нести ответственность перед со­бой за свой собственный выбор. Более того, «выбирая себя», человек тем самым «выбирает» и судьбу другого, а через него — и человече­ства. Так что выбор — не просто частное дело каждого. Критерием выбора выступаетсовесть, которая есть призыв к человеку выби­рать себяподлинно, найти себя, быть самим собой. Быть свобод­ным — значит не делать так, как «поступают и думают все». Отка­заться от свободы — значит перестать быть самим собой, перестать быть личностью, стать «как все». Поэтому человек — если он чело­век — «обречен быть свободным» (Ж.-П. Сартр).

Вместе с тем свобода не столько факт, сколько возможность — подлинное завоевание человеческой личности. Она должна дости­гаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Быть свободным — значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свободасуществует, скорее, свободы мыдобиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он со­бой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения.

Тейяр де Шарден считает, что эти препятствия существуют в виде «позитивных аффектов» и «коверкающих страстей» (страх, ужас, сла­бость, старость, смерть). Подлинная свобода — в «завоеванных страс­тях», противостоящих им. «Уставшие», «робкие», пессимисты не могут завоевать свободу для себя (хотя каждый из нас несет в себе как оптимистическое, созидательное, так и пессимистическое начало). Только «вдохновленные свыше» — верящие в жизнь, ее непреходящую цен­ность и святость, несущие в себе независимость и любовь — способны добиться ее.

И тогда оказывается, что быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы: ведь экзистенциалистское понимание сво­боды требует все время идти против течения, восставать против

146