logo
Этика под ред

Глава 7. Добро и Зло 175

  1. Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удов­летворению наших низменных страстей в жестокости и мстительно­сти. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишаю­щим жизни другого человека, пусть и преступника — например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической неце­лесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравствен­ность не должны измеряться в денежном эквиваленте.

  2. Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, наси­лия и ненасилия были и остаются центральными и вечными пробле­мами этики. Мы представили здесь лишь некоторые подходы к их пониманию. Надеемся, что полученные знания и собственный жиз­ненный опыт помогут вам каждый раз правильно ориентироваться в жизни и делать верный моральный выбор. Но завершить этот раздел мы бы хотели словами А. Швейцера: «Доброта должна стать дей­ствительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманиз­мом позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

  3. Вопросы и задания

  1. Что для Вас означает выражение «из двух зол выбирать меньшее»? Что значит «меньшее» или «большее добро»?

  2. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли Вы под­ставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

  3. В каких явлениях Вы усматриваете борьбу добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

  4. Герой романа П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты дол­жен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего».Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?

  1. Что, на Ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно уми­рающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло?

  2. Смертная казнь для общества — добро или зло?

  3. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет зло и беды для человечества. Согласны ли Вы с этим?

  4. Какое понимание добра заключено, на Ваш взгляд, в словах А. Швей­цера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

  5. «В политике, как и в морали, неделание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

  1. Возможны ли добродетели без пороков?

  2. Американский философ Б. Данэм приводит следующие точки зре­ния на то, какой поступок считать добрым: 1) приятный для меня; 2) при­ятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обще­ством; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 8) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 9) ничего не означающий. Оцените эти определения.

  3. На семинарском занятии развернулась дискуссия вокруг утвержде­ния Сократа о том, что причина зла кроется в невежестве. Студент Е.Р. возразил, что многие просвещенные люди сознательно творят зло, следова­тельно, причина — не в невежестве. «Более того, творящий зло может быть глубоко уверен в своей правоте, — добавила И.Д. — И вообще, невеже­ственный человек счастлив в своем неведении, а образованный осознает свое ничтожество». «Тогда является ли знание добром?» — спросил А.П. Кто же прав: студенты или Сократ? На чьей Вы стороне?

  4. Как Вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф. Ниц­ше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного» ?

  5. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

  6. Что побуждает человека делать зло?

  7. «Я считаю, что добро и зло будут всегда в равных количествах», — утверждает студентка М.Т. А как считаете Вы?

  8. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают на­сильно?

  9. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда — добро, а ложь — зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

  10. Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло?

  11. «Пусть раньше все базировалось на страхе, но народ точно знал, что плохо и что хорошо. Сегодня же в условиях свободы он растерян», — написал студент П.К. Можно ли точно знать, «что такое хорошо и что такое плохо»? И для чего в таком случае человеку свобода?

  1. 176 РазделIII. Высшие моральные ценности

  1. «Неужели Дон-Кихот с его бестолковыми поступками может быть идеалом борьбы со злом?» — спросила у группы студентка В.З. Что бы ответили ей Вы?

  2. «Возможна ли победа добра над злом? Ведь всегда и везде мы сталки­ваемся с торжеством зла», — утверждает студент П.К. А как считаете Вы?

  3. «Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?» — спраши­вает студент Б.К. Что ответите Вы?

  4. Как Вы объясните с позиций гуманистической этики следующее ут­верждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

  5. «Что лучше, — спрашивал в свое время Микеланджело, — зло, прино­сящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и Вы на этот вопрос.