logo
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство ш

  1. соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человечес­кое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое досто­инство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

  2. Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).

  3. Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксиро­ваны во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование. К сожалению, государства сплошь и рядом на­рушают эти права, а человек порой и не догадывается о них. Так, унижени­ем человеческого достоинства является прописка или получение разреше­ния на выезд в другую страну, поскольку это — нарушение прав человека.

  4. Однако естественное право человека на признание его достоин­ства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливостик другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стрем­лении быть внутренне цельной личностью, на которую можно поло­житься, у которой убеждения и дела находятся в органическом един­стве.

  5. Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие челове­ческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способ­ному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высо­ким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Тем неприятнее сталкиваться с людьми, которые не соответствуют этим представлениям. Человек, который хочет жить за счет чужого труда, или работает спустя рукава, надеясь на подачку общества, или безразли­чен к судьбе собственного народа — такой человек забывает о своем достоинстве и в конце концов теряет его. Человек, охваченный лишь жаждой личного обогащения, ставший рабом своего благополучия, ра-

  6. бом вещей, — такой человек скорее всего также лишен чувства соб­ственного достоинства. Человек, для которого государственная или об­щественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения собственного честолюбия, — такой человек всегда рискует потерять подлинное достоинство.

  7. Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собствен­ное достоинство.

  8. Злословие, клевета и другие формы оскорбления человека, неприязнь по отношению к людям другой национальности, высокомерие и жульниче­ство -^ все это примеры потери собственного человеческого достоин­ства через унижение другого. Мириться с этими явлениями и безраз­лично относиться к тем или иным нравственным уродствам — значит не уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство.

  9. Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обрета­ет с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда гово­рят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколь­ко значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих дей­ствиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я ис­пытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, осо­бенно если речь идет 6"творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и раз­ные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести. ._