logo
Этика под ред

Глава 7. Добро я Зло ш

    1. И в этой связке двух начал Триумф есть и паденье: Взойдет лишь тот на пьедестал, Чье выше устремленье. Не надо тратить на врага Прямых ударов силу. Полезней видеть в нем всегда Преодоленья стимул. Тогда исчезнет мести зуд И мир придет в обитель. А люди с радостью поймут, Что враг для них — учитель.

    Ода врагу

  1. О, сколько лучших свойств души Вражды сжигает пламя! Но виноватых не ищи — Врагов творим мы сами. Напрасно тратим жизни пыл На ненависти силу. Но не врага сотрем мы в пыль, — Себя сведем в могилу. Объяты черной ворожбой, Мы копим злость упрямо К тому, кто собственной враждой -Невольно связан с нами.

  2. Существует устойчивый стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсут­ствие мужества. Это обвинение нельзя считать справедливым. Преж­де всего, следует провести различие между понятиями силы и наси­лия. Сила является неотъемлемым и фундаментальным свойством бытия человека. Насилие это разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в своем последовательном осуществле­нии как абсолютное зло оно оборачивается против самого себя. Ненасилие же является позитивным, конструктивным выражени­ем силы: оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие.

  3. Ненасилие нельзя путать с пассивностью — капитуляцией пе­ред несправедливостью, вызванной отсутствием силы. Ненасилие же помимо огромной внутренней работы и духовной активности, на­правленной (не в последнюю очередь) на преодоление страха, пред­полагает также продуманную наступательную тактику, опреде­ленную технологию противостояния злу.

  4. Как-это ни парадоксально, но в действительности пассивность и смире­ние являются как раз условием и порождением насилия. Пассивность — это позиция человека, который не дорос до насилия. Ненасилие же пред­ставляет собой реакцию человека, который перерос насилие и поднялся на более высокую ступень преодоления страха. Причем помимо пре­одоления «животного страха» ненасилие требует еще и особой духов­ной стойкости. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом мире.

  5. Поэтому ненасилие — это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наиболее чистом, созидательном и полном проявлении, направленная на борьбу против зла и несправедливости.

  6. В жизни каждого человека однажды или постоянно встают про­блемы борьбы со злом. И от того, какую линию поведения и форму борьбы — насильственную или ненасильственную — изберет каж­дый из нас, зависит утверждение или поражение Добра и проявле­ние нашей сущности. Так какую же позицию предпочесть? Выбор остается за нами.

  7. 7.5. Справедливость: победа добра над злом

  8. В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливос­ти, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвеча­ет критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: а) «ролями» от­дельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способнос­тям и возможностям; б) деянием и воздаянием; в) преступлением и наказанием; г) правами и обязанностями; д) достоинством и чес­тью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расце­нивается как добро.

  9. Справедливость — это мерило естественных прав человека. В ос­нове понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравни­вающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, спо­собностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетож­дественности заложены истоки нашей индивидуальности, уникально­сти и неповторимости, и разве было бы справедливым мерить всех «на один аршин»? С другой стороны, это смешение понятий порож­дает массу недоразумений и заблуждений.