logo
Этика под ред

Глава 12. Любовь как высшая ценность

  • Ж

    1. Рассмотренные нами психологические разновидности, «цвета» любви не остаются неизменными в отношениях конкретных людей. Они мо­гутвидоизменяться: затухать, становиться более поверхностными или, напротив, углубляться, переходить друг в друга. Легкомысленный лю-дус, например, иногда может стать прелюдией более глубокого эроса. И здесь многое зависит от нас самих: наших знаний и наших усилий. Кроме того, следует иметь в виду, что среди рассмотренных нами видов любви естьсовместимые, полу совместимые и несовместимые. Агапе — самая уживчивая любовь, так как она отказывается от себя и принимает чужие правила. Это любовь-отклик, любовь-эхо.

    2. Людус, игра, наоборот, самая неуживчивая связь; она не совмещается ни с чем, кроме другого людуса, но и с ним лишь на время.

    3. Прагма, польза, лучше всего уживается с другой прагмой. Она не­совместима со взбалмошной манией, враждебна вульгарному люду су. Не очень близок ее расчетливой сдержанности пылкий эрос. Более или менее мирно она уживается с агапе и со сторге.

    4. Маниа лучше всего сочетается с агапе; тип поведения, свойственный агапе, успокаивает маниа. Маниа может совмещаться со сторге и с эро­сом, но им, особенно эросу, будет трудно с ней — их соединяет нестойкая полу совместимость.

    5. Сторге лучше всего сочетается со сторге, эрос — с эросом. Но стор­ге и эрос могут быть совместимы и друг с другом.

    6. Конечно, лучше всего, когда встречаются одинаковые виды люб­ви: им всегда легче друг с другом. Но в жизни соединяются люди с разными типами характеров и системами ценностей. И это тоже надо иметь в виду, учитывая темперамент другого и стараясь при­способить к нему свой собственный.

    7. Судьбы союза разных чувств зависят также от их активности или неактивности. По силе активности выделяют три пары:ак­тивные чувства — эрос и людус,полуактивные — маниа и праг­ма;малоактивные — агапе и сторге.

    8. Когда сходятся разные виды любви, то развитием их отношений правит более активное чувство. Если соединяются одинаковые по активности чувства, то ведущим становится чувство более неблагополучное, более противоречивое.

    9. Если более светлое и цельное чувство вступает в союз с чувством более противоречивым (эрос, агапе, сторге и маниа, прагма, людус), то линия их судьбы больше зависит от противоречивого и темного чувства.

    10. Среди пружин, которые правят сочетаниями наших чувств, много иррациональных и даже опасных. Поэтому для упрочения, продления чувств, необходимо стараться целенаправленно воздействовать на них, отдавая предпочтения тому, что соединяет, перед тем, что разъединяет.

    11. К сожалению, все реестры любовных чувств — и древние, и но­вые — неполны и приблизительны. Все они улавливают внешние проявления любви и не видят внутренних корней: в них не хватает психологической и этической базы. А вместе с тем темперамент, характер, нравственная культура — все они создают ткань лю­бовного чувства, егосвоеобразие.

    12. Так, следует учитывать, что у флегматика, например, не бывает романтического полыхания страсти, как у пылкогохолерика; но зато его любовь дольше и надежнее. В любвисангвиника нет тонкости полутонов, как умеланхолика, но зато она жизнерадостнее, ярче...Есть люди, чувства которых быстро загораются и быстро гаснут, это те из холериков и сангвиников, которые не умеют самоуглубляться, идут на поводу у своих нервических желаний. Есть люди быстро зажигаю­щиеся, долго горящие и не гаснущие — это флегматики; есть медленно загорающиеся, горящие неярко, но с повышенной чувствительностью, с пе­реливами полутонов — это меланхолики.

    13. Есть люди, у которых сильно звучат физические струны влечения и слабее — психологические. Их больше среди мужчин и женщин силь­ного темперамента, а также среди молодых людей. У других людей громче звучат психологические струны влечения и тише — физические. Это люди слабого и умеренного темперамента, люди глубоко душевные, к ним относится, например, большинство женщин.

    14. У людей, способных на долгое, устойчивое чувство (пылкие, чув­ствительные меланхолики, флегматики) любовь больше тяготеет к длительности, а у нервических, беспечных холериков и сангвини­ков она гаснет быстрее. Узкое поле ощущений, видимо, помогает любви быть более стойкой, а широкое уменьшает ее стойкость, но зачастую усиливает ее праздничность, яркость.

    15. У интровертов, ориентированных вовнутрь себя, и у двувертов (бицен-тристов) чувству легче быть долгим, чем у экстравертов, ориентиро­ванных вовне, зато у экстравертов любовь более искрометна и жизнелю­бива. При этом у интровертов сильнее психологические проявления любви, у экстравертов — физические, а у бицентристов они уравновешены.

    1. 262 Раздел III. Высшие моральные ценности

    2. От того, какой у человека темперамент, зависит его предраспо­ложенность к определенным видам любви. Так, пылкий и чувствен­ный сангвиник более тяготеет к эросу и сторге, а если он интроверт, то и к маниа. Флегматики меланхолик влекутся к сторге и агапе, нервический холерик — к маниа, иногда к эросу, люду су.

    3. И конечно, склад любовных чувств прямо зависит от нашей нрав­ственной ориентации, от нашегоэгоцентризма, альтруизма или эго­изма.

    4. Итак, своеобразную музыку любовного чувства, его неповтори­мость создает, видимо, трио своеобразий: психологическое своеоб­разие нашихтемпераментов, волевое своеобразиехарактера, сво­еобразие нашегонравственного склада. Вид любви, к которому влечется человек, возникает на их стыке, порождается их сплавом, равнодействием. Как именно это происходит — в этом и заключа­ется, по-видимому, великая загадка любви.

    5. Вопросы и задания

    1. Великий исламский мыслитель Ибн-Сина дает такое определение; «Любовь — заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию. Не­редко человек навлекает ее на себя, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами, присущими возлюбленной; иногда этому способствует похоть, а иногда и не способствует». Можно ли согласиться с этой форму­лировкой?

    2. Можете ли Вы объяснить противоречие, отмеченное Э. Фроммом: «Любовь помогает ему (человеку) преодолеть чувство изоляции и одино­чества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся од­ним и остаются при этом двумя»?

    3. Поразмыслите над следующими афоризмами и сделайте выводы для себя: