Глава 9. Долг и Совесть
кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение».
Люди нравственного долга активны, деятельны, они не могут равнодушно проходить мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. .Нравственный долг побуждает человека к активной гражданской позиции, развивает в нем чувство личной сопричастности всему происходящему в мире и выражается в стремлении вносить посильный вклад в общее дело.Таков, например, доктор Устименко из трилогии Ю. Германа «Дело, которому ты служишь». Человек самоотверженный, он служит своему долгу с полной самоотдачей, но без всякой жертвенности. Для него это естественный способ существования и самовыражения. К таким людям относятся и многие реальные действующие лица нашей истории. Диссиденты 1960-70-х годов, А. Д. Сахаров, сегодняшние правозащитники шли и идут на риск в соответствии со своим пониманием нравственного долга человека и гражданина.
Однако есть и другой тип людей: они прекрасно знают о существовании и содержании общественного долга, но равнодушны к нему, воспринимают его как нечто чуждое, внешнее по отношению к ним. Такому человеку «плевать на все», он «никому ничего не должен». Он «не понимает», что требование лучшей жизни предполагает и «отдачу долга» — лучший труд, творческое и добросовестное отношение к делу. Он прикидывается «винтиком», от которого «ничего не зависит», и уклоняется от гражданского и политического выбора.
Наряду с людьми, отрицающими любой долг или уклоняющимися от его выполнения, есть люди, напротив, испытывающие трудности от принятия и признания множественности долгов и необходимости выбирать, какой из них надлежит выполнить в первую очередь. Дело в том, что, будучи включенным в систему различных отношений, человек попадает в зависимость от многих людей, и как результат — оказывается «должен» всем. Поэтому существует настоящая «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективомгперед семьей, отдельно — перед женой, матерью, детьми, перед «ближними» — друзьями, наконец, перед самим собой.
Ну, а если эти долги не просто «выстроены по росту», если они, к тому же, носят взаимоисключающий характер (скажем, сыновний долг и долг перед женой; или: ты должен идти на занятия, а товарищу требуется твоя помощь)? Что предпочесть? В этом случае решающее слово принадлежит совести.
9.2. Совесть - «другая сторона» долга
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть —это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям — божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определенной цельностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функциювнутреннего регулятора, свойственную морали в целом.
В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побудитель, направляя нас на соблюдение нравственных требований, создавая некоторую положительную психологическую установку; во-вторых, она может действовать какзапрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в-третьих, совесть может говорить в нас во время действия,корректируя его; в-четвертых, она всегда несет в себе моральнуюоценку наших поступков, вызывая соответствующие нравственные переживания.
Последнее обстоятельство особенно важно. Совесть формируется на основе моральных, требований среды и отражает их объективный характер. Но она, прежде всего, личностная оценка фактов, выражение нашегосубъективного отношения к морально оцениваемому явлению.
Л. Фейербах писал: «Голос моей совести — лишь эхо болезненного крика человека, который, обижая другого, обижает самого себя». Понятие совести он теснейшим образом связывал с состраданием. Он был убежден, что совесть есть не что иное, как сострадание, но обостренное сознанием того,
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263