logo
Этика под ред

Глава 9. Долг и Совесть

  1. кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процес­сом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение».

  2. Люди нравственного долга активны, деятельны, они не могут рав­нодушно проходить мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедли­вости и активно утверждают в жизни добро. .Нравственный долг побуждает человека к активной гражданской позиции, развивает в нем чувство личной сопричастности всему происходящему в мире и выражается в стремлении вносить посильный вклад в общее дело.Таков, например, доктор Устименко из трилогии Ю. Германа «Дело, ко­торому ты служишь». Человек самоотверженный, он служит своему долгу с полной самоотдачей, но без всякой жертвенности. Для него это есте­ственный способ существования и самовыражения. К таким людям от­носятся и многие реальные действующие лица нашей истории. Дисси­денты 1960-70-х годов, А. Д. Сахаров, сегодняшние правозащитники шли и идут на риск в соответствии со своим пониманием нравственного дол­га человека и гражданина.

  3. Однако есть и другой тип людей: они прекрасно знают о суще­ствовании и содержании общественного долга, но равнодушны к нему, воспринимают его как нечто чуждое, внешнее по отношению к ним. Такому человеку «плевать на все», он «никому ничего не должен». Он «не понимает», что требование лучшей жизни предполагает и «отдачу долга» — лучший труд, творческое и добросовестное отношение к делу. Он прикидывается «винтиком», от которого «ничего не зависит», и ук­лоняется от гражданского и политического выбора.

  4. Наряду с людьми, отрицающими любой долг или уклоняющими­ся от его выполнения, есть люди, напротив, испытывающие трудно­сти от принятия и признания множественности долгов и необхо­димости выбирать, какой из них надлежит выполнить в первую очередь. Дело в том, что, будучи включенным в систему различных отношений, человек попадает в зависимость от многих людей, и как результат — оказывается «должен» всем. Поэтому существует на­стоящая «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллек­тивомгперед семьей, отдельно — перед женой, матерью, детьми, пе­ред «ближними» — друзьями, наконец, перед самим собой.

  5. Ну, а если эти долги не просто «выстроены по росту», если они, к тому же, носят взаимоисключающий характер (скажем, сыновний долг и долг перед женой; или: ты должен идти на занятия, а товари­щу требуется твоя помощь)? Что предпочесть? В этом случае реша­ющее слово принадлежит совести.

  6. 9.2. Совесть - «другая сторона» долга

  7. Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть —это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в об­ществе нравственным нормам. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим мораль­ным предписаниям — божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служа­щие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определенной цель­ностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функ­циювнутреннего регулятора, свойственную морали в целом.

  8. В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побу­дитель, направляя нас на соблюдение нравственных требований, со­здавая некоторую положительную психологическую установку; во-вторых, она может действовать какзапрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечае­мое поведение; в-третьих, совесть может говорить в нас во время действия,корректируя его; в-четвертых, она всегда несет в себе мо­ральнуюоценку наших поступков, вызывая соответствующие нрав­ственные переживания.

  9. Последнее обстоятельство особенно важно. Совесть формирует­ся на основе моральных, требований среды и отражает их объектив­ный характер. Но она, прежде всего, личностная оценка фактов, выражение нашегосубъективного отношения к морально оценива­емому явлению.

  10. Л. Фейербах писал: «Голос моей совести — лишь эхо болезненного крика человека, который, обижая другого, обижает самого себя». Понятие совести он теснейшим образом связывал с состраданием. Он был убежден, что совесть есть не что иное, как сострадание, но обостренное сознанием того,