logo
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство 215

  1. жения. Механизмы демократии выступают как социальный инсти­тут по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.

  2. Новое и новейшее время все больше связывает понятия чести и достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми воз­можностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по со­циальной лестнице, достижения успеха становитсячестолюбие. Борьба честолюбий на пути к успеху и престижу — одна из централь­ных тем литературы и искусства. «Путь наверх», сопровождаемый отва­гой и предательством, благородным риском и изощренной жестокостью, прослеживается в произведениях Д. Лондона, Т. Драйзера, И. Шоу, ге­рои которых меряют свое и чужое достоинство именно степенью обла­дания — властью, деньгами, женщинами или славой.

  3. Вместе с тем своеобразное понимание достоинства может вести не только к стремлению добиться собственного успеха, но и к борь­бе с теми, у кого он уже есть: к классовой борьбе, классовой ненави­сти. Марксистская этика не только оправдывала, но и обосновыва­ла правомерность подобного способа утверждения собственного достоинства.

  4. Ф. Энгельс, например, писал, что рабочие, недовольные условиями свое­го существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, в неугасимом внут­реннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаются людьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующих клас­сов; они становятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаются только сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы от этого ярма избавиться». Со свойственной ему бескомпромиссностью взывая к чести угнетенных масс, эту же мысль высказывал В.И. Ленин: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается доб­рым и хорошим господином, есть холоп, хам».

  5. После победы Октябрьской революции на долгие годы становит­ся нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству

  6. человека. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, снимающее зависимость достоинства граждан от их происхожде­ния, материального или служебного положения. С другой стороны, все явственнее проявляется то, о чем писатель Дж. Оруэлл с сар­казмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

  7. Формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и лю­дей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют (и получают) для себя все возмож­ные почести и привилегии не по реальным заслугам или личным каче­ствам, а «по.списку», по занимаемым должностям. Понятие чести тесно связывается со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии. Личные же честь и достоинство во внимание не принимались: человека можно было уни­зить, можно было вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять его во всех смертных грехах.

  8. 10.2. Комплементарность чести и достоинства

  9. Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по край­ней мере, два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства раз­вивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и пред­ставляют наибольший интерес для этического анализа. Действи­тельно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и. со­страдание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и,отлича­ются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к не­му, то достоинство — объективная ценность личности, которая мо­жет быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рож­дения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее