logo
Этика под ред

Глава 6. Свобода и Ответственность

149

6.3. Моральная ответственность личности

С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной от­ветственности, которая проявляется как обратная сторона свобод­но принятого решения, как естественное следствие свободы выбо­ра. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся впрямой зависи­мости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.

В некоторых этических концепциях связь между свободой и ответствен­ностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность человека на том основании, что все его поступки носят, в основном, бессознатель­ный характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью.

Зачастую и в нашем сознании эти понятия разделены: свобода отно­сится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а от­ветственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправ­дывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким острым, если иметь в виду, что существуют разные виды и разнаямера ответственности. Виды ответственности опре­деляются, на наш взгляд, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно фор­мулой «Я отвечаю за все». Здесь не может быть ни административ­ной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

Из этих трех видов ответственности наиболее распространен­ным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.

Инстинкт самосохранения заставляет человека в первом случае стремиться всю ответственность за свои ошибки и неудачную жизнь возлагать на судьбу, обстоятельства, родных, близких и т.д. Ответственность третьего вида отпугивает своей глобальностью. Она требует особой самовключен­ности человека в систему естественных и социальных связей, их осозна­ния, именно она является характеристикой нравственного состояния, «лика» человеческого сообщества. Это не ответственность-долженствование, а от­ветственность-готовность. Порождается она многообразными и множе­ственными связями личности и общества, преемственностью поколений. «Мы, живущие сегодня, образуем человечество, вышедшее из прошлого... Блага цивилизации, которые мы больше всего ценим, не наши. Они — плоды труда и страданий непрерывной человеческой общности, к которой причастны и мы. Наша ответственность — ответственность за сохранение и передачу, чистоту и распространение ценностей, унаследованных нами» (Дж. Дьюи), Чаще всего эта ответственность носит опосредованный ха­рактер. Например, ответственность педагога перед обществом за состоя­ние экономики или окружающей среды обусловлена, грубо говоря, тем, что он (или его коллеги) плохо научили и воспитали будущих политиков, экономистов, инженеров.

Ответственность второго вида определяется тем, что человек, живущий среди людей, своими действиями всегда как-то влияет на окружающих. Мы должны учитывать это, а значит, и нести ответ­ственность за каждый свой поступок, затрагивающий интересы дру­гих людей. Диапазон и мера ответственности здесь чрезвычайно широки — от так называемой «трамвайной этики» до отношений в любви. Примеров тому множество.

Так, безответственное решение, принятое инженером на производстве, может обернуться катастрофой для предприятия, материальными убыт­ками для рабочих, неприятностями для людей, связанных с ним. Безот­ветственное отношение к любви, случайная, ни к чему не обязывающая

150 РазделIII. Высшие моральные ценности