logo
Этика под ред

Глава 8. Страдание и СостраданиеШ

  • чая, всеобщая проблема, поскольку страдают все люди. Рассмотрим и мы проблему страдания с позиций его «всеобщего характера».

  • Люди страдают телом — от холода, голода, болезней, непосильного тру­да; страдают душой — от самих себя и друг от друга, от клеветы, зави­сти и злобы; страдают от общения с людьми, обладающими так называ­емым тяжелым характером; страдают в тоске одиночества и непонятости, в горечи разочарования, муках обманутой любви, в скорби от потери близких. А сколько страданий приносит нам наше бессилие в борьбе со злом! Или муки невыразимости — при желании и вместе с тем неуме­нии выразить себя и быть понятым. Едва ли не самое большое страда­ние, как это ни парадоксально, подчас бывает в отсутствии страдания, когда душевная пустота, бесцельность существования порождают скуку, в которой нет места ни боли, ни горечи, ни тоске, одна беспросветная серая мгла.

  • Тяжело страдать, но ведь не страдать — значит не участвовать в жизни, быть никчемным, лишним. И поэтому, наверное, можно ут­верждать, что там, где нет страдания — в мещанском самодоволь­стве, сытости, благополучной успокоенности, — там нет настоящей жизни.

  • Центральным вопросом при анализе проблемы страдания явля­ется вопрос о его Смысле. Человек способен на героические усилия, если он верит.в ценность, цель, смысл своей жертвы. Это укрепляет дух, делает его стойким. Не страшно страдание: только бы цель у него была достойная. Но отнимите у человека веру в смысл его страданий, и у него опустятся руки... И оказывается, что самое тяж­кое в страдании — его бесцельность, бессмысленность.

  • Важно также понять причину наших страданий, чтобы извлечь из них необходимый жизненный урок и избежать их в другой раз. Одно из возможных определений гласит:«Страдание — это чувство бо­лезненного неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям». Исходя из этого определения, можно установить, чтоисточник страданий заключа­ется или в наших желаниях,или в действительности. В самом деле: или наши желания дурны, злы и противоречат природе вещей в их первозданном виде; или, наоборот, действительность настолько дурна и извращена, что это противоречит нашим добрым желаниям; или, наконец, наша собственная нравственная деятельность противоречит нашим возвышенным желаниям. Как сказано в Библии, «доброго,