238 Раздел III. Высшие моральные ценности
Глава И. Смысл жизни и Счастье 239
женатые счастливее неженатых;
те, кто на пороге своего шестидесятилетия помышляет начать новую жизнь — сами, или с кем-то другим, как правило, несчастливы.
Способность к счастью — это своего рода талант. В ней проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя творческая энергия. Состояние счастья прямо противоположно состоянию безразличия, вялости, равнодушия, инертности. Счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». В конечном счете, это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе животворных истоков собственной индивидуальности. Существование, ставшее доведенным до автоматизма исполнением долга, отказ от переживания бытия как блага приводит к внутреннему опустошению. Утрата способности к счастью — показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни. Выдающийся английский поэт XX' века У.Х. Оден утверждал: «Моя обязанность по отношению к Богу — быть счастливым; моя обязанность по отношению к ближнему — доставлять ему удовольствие и уменьшать его боль... Счастье — это не право человека. Счастье — это егообязанность. Поэтому быть несчастливым — грех».
11.5. Особенности счастья и его «законы»
Пути настоящего счастья отыскать нелегко. Тем более что универсальных рецептов счастья вообще никогда не существовало, да, вероятно, они и не появятся. Может быть, потому, что у счастья есть свои «тайны». Одна из них — счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть как домом или автомашиной, обособившись ото всех. Только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность. Если я не могу «вовлечь» весь мир (пусть хотя бы в лице близких друзей) в круг своего счастья, поделиться этим счастьем, доставить другим хоть частицу той радости, которую испытываю, то я не смогу быть вполне счастливым. Быть счастливым — значит уметь дарить другим богатство своей души, свой талант, свои знания. Только «растрачивая» себя таким образом, вы можете испытать чувство полно-
ты, осмысленности собственного бытия в этом мире.
Другая парадоксальная особенность счастья — оно никогда не бывает абсолютным и вечным. Задумывались ли вы над тем, что, когда оно приходит, мы всегда испытываем какой-то неосознанный страх: страх потерять его, страх, что оно пройдет, кончится? И это придает счастью привкус горечи.Абсолютное счастье невозможно, ибо если содержанием человеческого существования, как отмечает Н. Бердяев, является скука, тоска и страх, то жизнь — это однообразное, пустое прозябание в отсутствие счастья, ностальгическая безысходная тоска по ушедшему счастью и неизбывный страх перед будущим — перед утратой счастья.Счастье преходяще. Не случайна поэтому магическая фраза, за которую заключивший сделку с Мефистофелем Фауст готов потерять дарованную ему молодость, — «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Наша мечта о вечном счастье, к сожалению, неосуществима. А может быть, это и к лучшему: ведь зная об этом, мы должны с особой бережностью относиться к столь хрупкой субстанции, как счастье...
Когда-то Карл Маркс на вопрос «Ваше представление о счастье?» ответил: «Борьба». Ответ неожиданный и необычный — он расходится с традиционным, веками складывавшимся представлением о счастье как о безмятежно-сладостном покое, довольстве. Ответ, звучащий как девиз. Он и был девизом для Маркса и целых поколений революционеров.
Если отрешиться от политической окраски этого девиза, то можно признать, что счастье (каков бы ни был его конкретный облик) всегда сопряжено с борьбой —преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления — собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя». И это тоже одна из «тайн» счастья. В свое время Пушкин устами своего разочарованного героя говорил:«На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но прошло время, и жизнь приводит его к прямо противоположному выводу: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.
Почти столетие спустя А. Блок также провозглашает подобное понимание полноты жизни и счастья: «И вечный бой! Покой нам только снится!»
240Раздел Ш. Высшие моральные ценности
Казалось бы, что может быть дальше от борьбы, чем «бесхитростные» радости, доставляемые человеку «простыми» проявлениями жизни — созерцанием прекрасного, общением с природой? Однако эта радость воспета С. Есениным как проявление подлинного счастья:
...Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Надо быть человеком очень обостренной чувствительности, чтобы испытать такую радость, такую полноту бытия. И чтобы почувствовать силу, красоту этих строк, чтобы испытать от них эстетическое наслаждение, тоже требуется преодоление — преодоление в себе всего косного, безразличного к миру, природе, людям, искусству...
Еще одна особенность счастья, связанная с субъективностью его переживания, заключается в том, что оно может базироваться не только на тех или иных моральных ценностях. В его основе, к сожалению, могут лежать иантиценности.
Трудно, например, классифицировать счастье коллекционера. В основе его лежит страстное желание иметь — у себя и для себя. Желание, близкое к жадности и эгоизму. Но ведь он по-настоящему счастлив, достав редкую марку или бабочку и испытывая при этом то же самое «чувство глубокого удовлетворения». По-своему счастлив и герой романа Дж. Фаулза «Коллекционер», для которого объектом коллекционирования становятся живые люди. И его нисколько не трогает то, что его увлечение в буквальном смысле слова стоит им жизни.
А вспомним пушкинского скупого рыцаря — страсть к накопительству делала его и безмерно счастливым, когда он прятал очередную монету в свой сундук, и до смерти несчастным, когда приходилось расстаться хотя бы с медным грошом. А погоня за наркотическим опьянением, «кайфом», за которое человек готов расплатиться (и расплачивается!) ценой собственной жизни: ведь в ее основе лежит стремлениек счастью, к небывалому эйфорическому состоянию блаженства. Да, это саморазрушение личности, но человек уже не может отказаться от этих мгновений пусть призрачного, но счастья.
«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему», — писал когда-то детский писатель А. Гайдар. И все-таки есть нечто общее, что характеризует счастье каждого человека. На основе вышеизло-
Глава И. Смысл жизни и Счастье2й_
женного попытаемся вывести некоторые «законы» счастья и предлагаем вам обсудить их.
Во-первых, счастье не есть безмятежность и спокойствие. Оно невозможно при пассивном образе жизни. Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности.
Во-вторых, счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Счастье — это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его биографии.
В-третьих, счастье не может быть абсолютным. Оно есть не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи.
В-четвертых, счастье невозможно в одиночестве. Для счастья всегда нужны другие, нужно достижение «контрапункта души» с ними.
В-пятых, предчувствие счастья, его предвкушение часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление. «Ступенями к томительному счастью я более, чем счастьем, дорожу», — писал поэт Тютчев.
В-шестых, мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый человек, счастье — только по-настоящему нравственный.
Согласны ли вы с этими выводами?
Вопросы и задания
В чем Вы видите смысл существования и предназначение человечества? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли Вы, в чем смысл Вашей жизни?
Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как Вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удается?
Согласны ли Вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на Ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?
Считаете ли Вы, что «Счастье — это когда тебя понимают?» Почему?
Как Вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»?
В чем отличие смысла жизни от цели жизни?
Правильно ли выражение «бессмысленная жизнь»?
242 РазделIII. Высшие моральные ценности
«Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался» (индийское изречение). Можно ли утверждать, что в нем выражен смысл жизни человека?
Действительно ли «человек — кузнец своего счастья»?
Дайте свое толкование высказыванию Демокрита: «Счастье и несчастье — в душе».
Действительно ли «правда — хорошо, а счастье — лучше»?
«Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели только быть Красивыми» (Б. Фонтснель). Переведите это высказывание на язык этики, используя термин «смысл жизни».
«...Не удовлетворение желаний — то, что обычно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем быстрее и полнее вы будете удовлетворять стрем-
' ление человека к наслаждению, отняв у него цель в жизни, тем несчастней и ничтожнее Вы его сделаете». Согласны ли Вы с этим высказыванием К.Д. Ушинского?
«Счастье — успешно сформировавшийся в течение осознанной жизни человека комплекс предрассудков», — считает студент А.К. «Счастье — в согласии с самим собой», — это точка зрения студента Д.М. «Для меня счастье — это когда я верю в себя и в свои силы», — признается студентка Н.К. Выскажите свое отношение к этим моделям счастья и предложите собственную.
У каждого человека есть мечта, какое-то сильное желание. Если они неисполнимы, может ли человек быть счастлив?
Что, по-Вашему, важнее для счастья — стремление к чему-либо или достижение этого?
Согласны ли Вы со следующим утверждением Л. Бетховена: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»?
Разделяете ли Вы точку зрения В. Гюго: «Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслужить его»? И как согласуется с ней высказывание Л. Толстого: «Счастье есть удовольствие без раскаяния»?
Вот как расценивал счастье Ф. Ницше: «Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье — быть сплошным желанием и вместо исполнения — все новым желанием». Находите ли Вы в его рассуждениях рациональное зерно?
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263