Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
«...светлый, живой, проницательный и правильно понимающий ум; умеренная, мягкая воля, а потому и добрая совесть — все это такие преимущества, которых не заменит никакой ранг, никакое богатство».
Шопенгауэр интересно ставит вопрос о культуре восприятия и переживания счастья. Если хочешь оценить степень благополучия или счастья человека, поучал он, следует спрашивать не о том, что его радует, а о том, что его печалит, ибо чем ничтожнее это последнее, тем человек счастливее. По Шопенгауэру, люди должны не искать счастья и наслаждения, а заботиться о том, чтобы, по возможности, уберечь себя от горестей и страданий. И лучшее средство для того, чтобы не сделаться очень несчастным, — это не желать быть очень счастливым и не строить замков на песке.
Настоящее счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а это редко дается без внутренней борьбы, сомнений, мучений. Отсюда тот высокий накал страстей, без которого не обходится ни один разговор о счастье.
Счастье, как и мечта, является чувственно-эмоциональной формой идеала, но, в отличие от последнего, означает не устремление личности, аисполнение этих устремлений.
Понятие счастья не просто характеризует Определенное, конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него благом. Поэтому данное понятие имеет нормативно-ценностный характер. При этом в истории морального сознания данная категория оценивалась двояко. С одной стороны, считалось, что счастье — одно из прирожденных прав человека: «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали» (Л. Фейербах). С другой — мораль рассматривала счастье как вознаграждение за добродетель. Хотя О. Уайльд говорил по этому поводу так: «Когда человек счастлив, он всегда хорош, но не всегда хорошие люди бывают счастливы». Какие же моральные качества и добродетели могут привести человека к счастью? Что для этого нужно?
Русская пословица гласит, что счастье всегда на стороне отважных. Д. Юм
также считал, что счастье покровительствует смелым и предприимчивым.
Японская пословица утверждает, что счастье приходит в дом, где слышен
смех. Новалис отмечал, что прочное счастье — удел честного человека.
Паскаль писал, что мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. По Шопенгауэру, здоровый нищий счастливее больного короля. Согласно Н.М. Карамзину, счастье — дело судьбы, ума и характера.
Что же необходимо делать человеку, чтобы быть счастливым? И. Кант считал, что в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписал бы совершать то, что делает человека счастливым. Но люди упорно продолжают искать всеобщие «рецепты» счастья.
Представляет интерес исследование о возможностях и источниках счастья, проведенное американским социологом Ютсоном. Результаты этого исследования он сформулировал в тезисах, которые можно разде-. лить на три блока:
В первом устанавливается, что счастье или несчастье не зависят:
от уровня образования, культуры и интеллигентности;
от уровня образования родителей;
от материального благосостояния;
, - разногласия между родителями не так отрицательно влияют на счастье детей, если родители разошлись, как в случае, если они живут вместе;
увлечения (хобби) не имеют большого значения для удовлетворенности жизнью;
трудные условия жизни не обязательно делают людей несчастливыми;
- производительный труд не является необходимым для счастья. Во втором блоке отмечается, от чего могут зависеть счастье или
несчастье:
неудачи в любви являются одной из главных причин несчастья;
музыка и поэзия — прибежище для несчастных;
любовь к труду и его хорошие результаты способствуют счастью;
любовь к природе также способствует ему;
симпатия людей и хорошие отношения с ними — важный фактор счастья;
большинство людей жаждет приключений, а не покоя.
В третьем блоке даются некоторые представления о зависимости счастья от пола, гражданского состояния, возраста.
молодость не является золотым периодом жизни людей, как и старость;
мужчины считают себя более счастливыми, чем женщины;
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263