logo
Этика под ред

188 Раздел III. Высшие моральные ценности

  • писывали неизлечимо больным людям и старикам во избежание страданий уходить в горы или пустыню и там искать смерти. «Лучше достойная смерть, чем недостойная жизнь», — учили стоики. Христианская религия всегда резко отрицательно относилась к самоубийству — с одной стороны, как к попытке избежать уготованной Богом участи, с другой — как к утра­те веры во всемогущество и благую волю Бога. Самоубийство считалось грехом, а самоубийц даже не хоронили на кладбищах в освященной земле. Поэтому сегодня религия отрицательно относится и к эвтаназии — доб­ровольному уходу из жизни в случае неизлечимой болезни, сопровождаю­щейся мучительными страданиями, на облегчение которых нет надежды. Не только религиозный запрет должен останавливать страдающего человека на пути к самоубийству, но и соображения рационального ха­рактера, определяемые индивидуальным мировоззрением и системой ценностей. Эти соображения могут быть самыми разными: выход лиэто, нет ли другого способа решения проблемы? Не малодушие, не сла­бость, не трусость ли выбор самоубийства? Наконец, мысли о других — ведь каждый из нас кому-то нужен, и наш уход будет еще большим страданием для другого.

  • Таким образом, вопрос «Имеет ли человек право не только на жизнь, но и на смерть?» остается дискуссионным. И вопрос этот встает обычно, когда жизнь полна страданий (физических или ду­ховных), а страдания эти воспринимаются как несправедливые, не­заслуженные, не имеющие смысла. Именно бессмысленность стра­даний, ихнесправедливость вызывает обычно отрицательную реакцию и «бегство» от них.

  • Другое дело, если человек относится к страданию как к заслу­женному, более того, имеющемусмысл. В этом случае отношением к страданию становится егопринятие, которое, впрочем, тоже может быть разным: можно тупотерпеть, стиснув зубы, а можнопреодо­левать или дажепреображать страдание.

  • Если страдание воспринимается как справедливое наказание за грех или преступление, и человек согласен с этим, согласен «постра-­ дать», то его реакция на страдание —смирение и покорность. Но если он к тому же видит в страдании возможность искупления сво-­ ей вины, то он может воспринимать его сготовностью, даже с об­ легчением.

  • Именно так трактует проблему страдания Ф.М. Достоевский, именно об

  • этом — его роман «Преступление и наказание»: Раскольников не только