logo
Этика под ред

Глава 8. Страдание и Сострадание ш

  • Но жалеть и любить надо именно человека, а не его грех, просту­пок, глупость. Заботиться надо о больном, а не о его болезни. Со­страдание должно Помогать человеку, но вместе с тем бороться про­тив зла в нем, соединяя мягкость сопереживания с твердостью противостояния злу, а подчас и с суровой требовательностью, борю­щейся с человеком за человека. Без этого сострадание может вы­литься в гибельную, расслабляющую сентиментальность.

  • Еще более высокую моральную оценку имеет сострадание вто­рого рода, непосредственно проявляющееся в поступке. Это ак­тивное сострадание, реализующееся в милосердии и благотвори­тельности.

  • Сегодня, по прошествии восьми десятилетий с момента Октябрьской революции, к нам возвращаются слова и дела, которые отвергались и запрещались социалистическим государством. Считалось, что в обще­стве, где утвердились «отношения дружеской взаимопомощи и товари­щеского сотрудничества», сами понятия «благодеяния» и «благодетель» утратили свой смысл. Неудивительно, что в словарях значение «благо­творительность» определялось через классовый подход: «явление, ис­пользуемое на Западе с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы», явление, которого у нас нет и быть не может.

  • Почему "так необходимо возрождение практики милосердия и благотворительности сегодня?' Прежде всего, потому, что опыт ис­тории показал, что среди многих причин нравственного кризиса в на­шем обществе не последнее место занимает разрушение системы благотворительности — личной, государственной, церковной. Без нее люди черствеют душой и теряют привычку думать не только о са­мом себе, но и другом. А ведь милосердие нужно в первую очередь тем, кто его проявляет.

  • Одна из форм милосердия — реальная помощь нуждающимся, умение поделиться с ближним. В обществе всегда будут люди, кото­рые, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, не в состоянии сами справиться со своей бедой (престарелые, инвалиды, многодет­ные, больные). Они нуждаются не только в доброжелательном от­ношении, но и в материальной поддержке. Правда, здесь возможен противоположный результат: из благотворительности может выра-

  • 1Свидетельством такой необходимости является, в частности, обращение специалистов к изучению феномена милосердия как основы нравственного воспитания личности. См.: Станчиц М.А. Этика милосердия. Мн., 1996.

    1. 7 Зак. 2152