Глава 8. Страдание и Сострадание 187
которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». И тогда мы тоже испытываем глубокое нравственное страдание.
Таким образом, вопрос о причине страданий в самом общем виде связан с проблемойдобра изла. Вопрос же осмысле страданий связан с вопросомо смысле жизни, о том основном призвании, предназначении, «задании», ради которого живет человек (это предназначение может быть как подлинным, так и мнимым, иллюзорным): насколько человек следует смыслу своего жизненного пути или уклоняется от него. В связи с этим можно поставить и другой вопрос: к чему приводит страдание, не приносит ли оно благих плодов, которыеоправдывали бы его. Оказывается, с этой точки зрения, страдание может статьшколой жизни.
Попробуйте проверить это утверждение на собственном жизненном опыте. Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим дурным поступком, учит нас правде и справедливости, подтверждая наличие нравственного закона в жизни. Например, я обидел человека, а вскоре и сам испытал горечь обиды от другого. И это страдание напомнило мне о том, которое причинил я. Подобного рода страдания практически обращают нас к «золотому правилу» нравственности: не делать другому того, чего не желаешь себе. Во-вторых, страдание очищает душу. В Библии сказано: «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления...» Об этом говорил и Дристотель: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Наконец, великий писатель — исследователь страдания Ф. М. Достоевский всем своим творчеством утверждал, что потребность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания, страдания, лишь бы успокоить свою совесть. В-третьих, страдание облагораживает человека, являясь для нас источником огромных нравственных ценностей: оно приводит нас к вере, любви, духовной силе. Страдание делает нас снисходительными к другому, воспитывает чуткость к чужому горю, понимание человеческой души. Из страдания человек, как правило, выходит крепче, т.к. оно закаляет волю, развивает выдержку, настойчивость. В-четвертых, страдание не только делает нас лучше, но вырабатывает в нас способность делать лучше других, ибо оно дает не только силу, но и мудрость, способность воздействовать на других. А «чтобы разбивать словом жесткую скалу человеческого сердца, нужно самому испытать, что значить иметь разбитое сердце. И ведь не то страшно, когда сердце разбивается, а — когда оно превращается в камень» (В. Марцинковский).
Рассмотренные нами возможности влияния страдания на нравственный облик личности не проявляются автоматически, то есть страдания вовсе не обязательно «очищают», «облагораживают» и т.д. Они, эти возможности, могут быть не использованы или вовсе не востребованы человеком. Таким образом, смысл страдания в том, служит ли оносмыслу бытия человека, самовыражению и самоутверждению личности. Если да, то человек способен даже благословлять страдания и сознательно искать их. Для него жизнь без страданийбессмысленна, а «страдание — святая благодать» (В. Жуковский), к которой следует стремиться, как считал, например, А.С. Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Однако далеко не все люди так относятся к страданию. Многие бывают раздавлены им, и тогда оно вызывает у гшх страх и проклятия.
8.3. «Патософия» — мудрость о страдании
От чего зависит разная реакция на страдание? И в чем истинная «мудрость о страдании», которую можно назвать «патософией» (В. Марцинковский)? Она заключается не в одном лишь анализе страдания и умении объяснить его смысл и причины, но главное — в умении его побеждать, мудро овладевать им. Ив этом — одна из главных задач жизни, ибо принять жизнь — значит принять страдание, а уметь жить — значит уметь страдать, считают сторонники патософии.
Практически мы реагируем на страдание двояко: или мы бежим от него, илипринимаем его. Реакция на страдание, модель нашего поведения зависит от нашегопонимания страдания, нашегоотношения к нему.
Если страдание воспринимается как неизбежность, связанная с несправедливостью и безысходностью, то естественное стремление человека — бегство от страдания. Причем формы этого бегства могут быть самые разные — от ухода в нирвану путем внутреннего самосовершенствования (как в буддизме) или искусственным, ложным путем забвения (через алкоголь, наркотики и т.н.) — до прекращения страдания путем прекращения самой жизни — через самоубийство (суицид).
Отношение к самоубийству всегда было разным в различных культурах и
системах морали. Многие восточные религиозно-этические учения пред-
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263