logo
Этика под ред

Глава 9. Долг и Совесть

  • данский долг. Применение же ее при бомбежке Хиросимы и -Нагасаки стало для многих из них сильнейшим нравственным потрясением, заста­вившим пересмотреть свое понимание долга. Голос совести побудил деятелей науки выступить против ядерного вооружения и организовать знаменитое Пагуошское движение ученых в защиту мира. Или, напри­мер, что было делать молодому советскому солдату, воевавшему в Афга­нистане: выполнять «интернациональный долг» или прислушаться к го­лосу совести, не позволяющей посылать снаряды в дома, где прячутся дети и старики? И как жить потом, если на твоей совести — жизни мирных граждан, виновных лишь в том, что они — афганцы, оппозици­онно настроенные по отношению к советскому режиму?

  • Противоречивость долга и совести — проблема не только исто­рическая, но и актуальная, мучительно сказывающаяся на судьбах наших современников. Она по-разному решается авторитарной и гуманистической этикой. Авторитарная совесть — это грозный го­лос внешнего авторитета, ставший регулятором собственных дей­ствий, когда суждение и поведение соотносятся, в первую очередь, с велениями авторитета и долга. Главной добродетелью здесь будет послушание, исполнительность («я только выполнял приказ»), а глав­ной виной — самостоятельность, непослушание, которое порождает чувство вины и угрызения совести. В гуманистической же этике развитое чувство совести выражается в способности к верной оцен­ке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способно­сти соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу. Это различие в понимании совести в авторитарной и гуманистической этике Э. Фромм обозначил следующим образом: «Есть не только отцовская, также и материнская совесть. Есть голос, который пове­левает нам исполнить наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя».

  • 9.4. Совесть как страж нравственности и добра

  • В русском языке слово совесть (со-весть) произошло от старо­славянского «себя ведать», «себя знать». Мы обязанызнать, к чему готовим себя в предвидении критических ситуаций, что было в нас в момент совершения поступка и что после — в раздумьях и пере-