logo
Этика под ред

Глава 8. Страдание и Сострадание 195

  1. сти паразитизм, привычка жить за счет других, отказ от самостоя­тельности, активности, предприимчивости.

  2. Благотворительность может быть направлена не только на по­мощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, реме­сел. В этом случае она принимает форму меценатства, которое, с одной стороны, способствует развитию культуры, с другой — при­общает к ней самого мецената, что ведет к его нравственному совер­шенствованию.

  3. Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека в Москве, больницы, школы, дома призрения и многое другое были результатом такого рода благотворительности. Современная культура еще больше нуждаетсяв ней. И вкладывание денег в научные проекты, вузы, театры, музеи — - не только одна из форм благотворительности, но и потенциальная фор­ма и показатель духовного роста человека, способного на такое пожер­твование. К сожалению, спонсорство, пришедшее сегодня на смену ме­ценатству, не равно ему в своем бескорыстии, ибо предполагает получение каких-либо льгот или выгод (как правило, связанных с имиджем и бла­госостоянием спонсора), поэтому назвать его благотворительностью в пол­ном смысле слова нельзя.

  4. Милосердие проявляется в умении прощать — «прощать тихо и незаметно» (А. Швейцер). Прощению как форме любви к ближ­нему особенно большое место отводится в христианской этике, кото­рая учит прощать не только «ближнему», но и «дальнему», и даже врагу. Разве заповедь «возлюбите врагов ваших» — не призыв к про­щению? В своих молитвах мы просим Господа Бога явить намми­лосердие, простив нам наши грехи. Мы просимпрощения у тех, кому причинилистрадание; и мы должны уметьпрощать тех, кто заставил страдать нас. Ибо Иисус Христоссвоими страданиями искупилнаши грехи.

  5. Не только христианство, но и другие религии высоко оценивают про­щение как форму милосердия. Так, буддийскому далай-ламе принад­лежит высказывание, что наши враги — учителя наши, ибо если бы не враги, то мы бы никогда не научились прощать, проявляя милосердие и сострадание.

  6. Но вопрос о милосердии и сострадании, как и все вопросы в этике, не является простым и однозначным. И здесь возникает ряд про­блем. Одна из самых сложных, которую мы сознательно оставляем

  7. открытой: всегда ли и все мы должны прощать «врагам нашим»? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла?

  8. Проблематичным является и вопрос о границах милосердия и помощи ближнему. Например, та же эвтаназия — помощь в смерти: следует ли облегчать человеку его предсмертные страдания, уско­ряя его уход из жизни? Эвтаназия — сострадание или преступле­ние, добро или зло?

  9. Наконец, вопрос о том, на кого должно распространяться наше сострадание: является ли оно только проявлением отношения чело­века к человеку? Древнеиндийские философские учения, мизантроп А. Шопенгауэр, альтруист А. Швейцер и многие другие были здесь едины: сострадание — это чувство, которое человек — поскольку он человек, должен проявлять ко всему живому. А. Швейцер выра­зил это великолепной формулой — «благоговение перед жизнью», а отказ от сострадания к живому назвал попыткой «замутить есте­ственные источники нравственности».

  10. Сострадание может проявляться по-разному. Важно одно: се­годня оно не просто востребовано, но и становится необходимым.

  11. Вопросы и задания

  1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что страдание -естественная причина возникновения и развития сознания человека?

  2. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

  3. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

  4. Как Вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?

  5. В борьбе со страданием буддизм призывает к нирване, Аристотель -к мужеству, Бердяев — к любви и творчеству. Есть ли другие способы ухода от страдания, и все ли они сохраняют личность?

  6. Почему страдание является средством познания других людей?

  7. Каким образом сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

  8. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

  1. «Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана».

  2. «Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жес­токость чувствительного — более высокая потенция сострадания».

  3. «Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость: при счастье ближних им нечего