logo
Этика под ред

190 Раздел III. Высшие моральные ценности

  • доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удерживало только одно — искусство. Мне казалось немысли­мым покинуть свет раньше, чем исполню все, к чему я чувствовал себя призванным». И далее: «Человек обязан жить, пока может совершить что-либо хорошее... Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся». Французский писатель Ромен Роллан, который называл Бетховена «героической силой современности», писал, что он победу «чеканит из своего несчастья, как он сам сказал в гордом слове, которое подводит итог жизни и становится девизом всякой героической души: «Радость через страдание».

  • Радость через страдание... В конце XIX в. английский писатель Г.К. Честертон разработалфилософию радости. Она была основа­на не на равнодушии к человеческим страданиям, а на том, что«...все прекрасно в сравнении с небытием». Честертон считал, что: во-первых, есть страдание и есть мода на страдание. У человека со здоровой душой должна быть «трагедия в сердце и комедия на уме»; во-вторых, радость не унижает страдание, не умаляет его значения, но помогает его преодолевать. Радость, а не страдание соответству­ет природе человека; она помогает ему выжить и жить.

  • Это особенно важно иметь в виду в наш век торжества пессимизма и скепсиса, когда осознание глобальности человеческих страданий долж­но быть уравновешено честертоновским оптимизмом: «...все прекрасно в сравнении с небытием...» И еще: не в утешение страдающим, но как стратегию выживания рекомендуем помнить другое изречение — царя Соломона: «Все проходит — и это пройдет...»

  • Итак, отношение к страданию может быть разным: бежать от него, прятаться или принимать, использовать во благо и даже испы­тать «радость через страдание» — каждый человек должен решать эту проблему самостоятельно, руководствуясь собственными ценно­стями, идеалами и жизненными целями.

  • 8.4. Сострадание - страдание с Другим

  • Отдельный вопрос, также относящийся к проблеме страдания, — это вопрос о том, как оно сказывается на отношении человека к дру­гим людям. По мнению Э. Фромма, всеобщий характер страдания