logo
Этика под ред

Глава 11.

  • Смысл жизни и Счастье

  • Каждый хочет быть счастливым, но, чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье.

  • Ж. Ж. Руссо

  • Смысл жизни состоит в том, чтобы вновь и вновь переживать свое рождение, а не становиться жертвой столь распространенной трагедии нашего века, когда человек умирает, не успев начать жить.

  • Э. Фромм

  • Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Это трудная проблема,, над решением которой человечество бьется многие века. С незапамят­ных времен перед людьми вставали вопросы: Зачем я? Зачем мы? Чего я хочу от жизни? Для чего живу? Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали разные концепции смыс­ла жизни, зачастую прямо противоположные. -

  • 11.1. Основные концепции смысла жизни

  • Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: а) пессимистический — это нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная че­реда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом — смер­тью); б)скептический — выражающий сомнение в смысле и значи­мости земного бытия (например, в религиозной этике); в)оптимис­тический — признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у челове­ка — это жизнь...».

  • Нередко смысл жизни связывался со счастьем, с приобщеннос­тью кблагу. А поскольку понимание последнего было различным, то создавалась довольно пестрая картина представлений о смысле жизни. Так, если еще в античности, отличавшейся своим оптимисти­ческим мироощущением, гедонизм высшим благом считалнаслаж­дение и соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, то эвдемонизм, полагая высшим благомсчастье, смыслом жизни дела­ет его достижение, в частности, путем преодоления стремления к нас­лаждению. Киники рассматривали в качестве смысложизненного принципаборьбу со страстями, победу над желаниями: блажен­ство доставляет нам не обладание вещами, а преодоление влечения к ним. По Эпикуру,безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следова­тельно, смысл жизни. Средневековая этика считала наслаждение грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (ас­кетизм), а благо видела в духовномслужении Богу во имя вечного спасения, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

  • Вновь гедонистические мотивы в понимании смысла жизни за­звучат в этике Возрождения: он воплотится в стремлении к славе. Если имя человека прославилось среди современников, если он мо­жет надеяться, что оно не будет забыто л впредь, то его жизнь при­обретает смысл уже благодаря ее отражению в сознании других. Материалисты ХУП-ХУШ вв., в частности Спиноза, продолжили линию эвдемонизма, усилив в нем рационалистический момент и выдвинув чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обнаружив его впознании.

  • Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из та­ких новых моделей смысла жизни — власть человека над челове­ком, выдвинутая Т. Гоббсом вXVIII веке, и развитая и обоснован­ная немецким философом-иррационалистоМ Ф. Ницше в его учении о «волек власти». Ницше считал, что жизнь слишком строго рег­ламентирована (религией, наукой, моралью), что в ней все меньше места остается геройству и величию духа и все более торжествует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов, от власти морали, которая есть, по словам немецкого мыслителя, «формальная совесть», «инстинкт толпы»; смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей. Нрав­ственный идеал Ницше - «сверхчеловек», сильная личность, цро-