logo
Этика под ред

Глава 9.

  • Долг и Совесть

  • Если я не стою за себя, то кто встанет за меня? Если я только за себя, то кто я?

  • Талмуд

  • Долг иСовесть — это так называемые «личностные категории морального сознания» (О.Г. Дробницкий): с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в мораль­ные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-пси­хологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответствен­ностью личности.

  • 9.1. Долг - императив моральной регуляции

  • Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться об­щественной воле.Нравственный долг — это превращение требо­ваний общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является обще­ственный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к дру­гим людям и самому себе.

  • Общественная ориентированность долга, как правило, вызывает внут­реннее сопротивление личности: ведь, по сути, долг ограничивает ее сво­боду, противостоит ей, превращает жизнь человека в цепь обязанностей, требует от него подчинять личный интерес интересам других людей, исповедовать «этику жертвенности». Особенно четко прослеживается жесткая обязательность долга у Канта: его «чистый долг» не допускает никаких сомнений в том, что «можно» и чего «нельзя» делать, а катего­рический императив вменяет человеку в обязанность служить добру. Однако, на наш взгляд, эти жертвенность и авторитарность — кажущи­еся. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что если вклю-

  • чить в действие «золотое правило» нравственности, то все становится на свои места: я должен потому, что другой должен мне, и, следовательно, мой личный интерес обеспечивается долженствованием другого, поскольку я, в свою очередь, должен соблюдать его интерес.

  • Долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанно­стей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обога­щает сухое понятие обязанностей глубокой личнойзаинтересованнос­тью в их исполнении, добровольнымпринятием иосознанием их необходимости. Таким образом,долг это нравственная обязан­ность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей,, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приво­дит к появлению у человекаосознания своего долга ичувства долга. Американский социолог В. Бэрри отмечает: «Людям необходимо не только понимание долга по отношению друг к другу, но нечто большее, чувство долга, возникающее при социальной близости».

  • Чувство долга... Каждому ли из нас оно знакомо? Относимся мы к сво­ему долгу как к естественной жизненной необходимости или выполняем его с ощущением досады, недовольства, тяжкой обязанности? Стремим­ся вовсе уклониться от его исполнения или фанатично преданы ему? Здесь возможны самые разные оттенки чувств.

  • Важнейшим «свойством» долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания необходимости, справед­ливости, важности долга и, следовательно, ототношения к нему, его требования могут осуществляться наразном уровне добровольнос­ти: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Конечно, многое зависит от ситуации, но подлинно моральным долгом, безус­ловно, является свободное следование общественно необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от каких-либо внешних и внутренних принуждений.

  • Н.А. Добролюбов писал: «Не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего,