logo
Этика под ред

Глава 5.

Моральные ценности человека

в основных категориях этики

Не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального — а утверждение свое­го истинно человеческого Я: вот высшие ценности гу­манистической этики.

Э. Фромм

Ценность — философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объек­та для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» цен­ностями. Во втором — с ценностями «субъектными», к которым, в частности, относятся иморальные ценности — общественные ус­тановки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме.норма­тивных представлений о добре и зле, справедливом и несправедли­вом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служатнормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зача­стую «готовых»регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержитсяоценка явлений действитель­ности и поступков людей с точки зрения ихморальной значимости. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагиваютинтересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего об­щества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу.