logo search
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство 221

  1. никогда не работать, не идти на «мокрое дело», не сотрудничать с «мен­тами» и т.д. Уронить достоинство «вора в законе» — значит лишиться не только чести, но, возможно, и жизни.

  2. Лжедостоинство может возникнуть и по причине элементарной не­грамотности — незнания «что такое хорошо и что такое плохо», и из-за особых обстоятельств жизни в- особой среде (умение украсть и не попа­сться в среде некоторых дворовых мальчишек приносит особую псевдо­честь); и даже в результате сознательного выбора (например, выбор в качестве идеала «крутого» киногероя).

  3. В-третьих, корреляция осложняется и возможностьюотноситель­ной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющей­ся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обес­чещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

  4. Правда, здесь тоже «возможны варианты», например: 1) он может ис­кренне считать, что действительно «недостоин», проявить смирение в сво­ем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств; 2) он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внут­ренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

  5. Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен прини­мать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять досто­инство. При этом возможна активная защита чести на основе со­хранения собственного достоинства.

  6. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей не­виновности или дуэлью.

  7. Еще более благородным является умение с глубоким внутрен­ним достоинством принять бесчестье. Таких людей обычно называ-ют.великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие хри­стианские святые.

  8. Можно по-разному относиться к семье Романовых и их роли в нашей Истории, но нельзя не признать, с каким редким благородством, не озло-

  9. бившись, не стремясь к отмщению за бесчестье, а осознавая свою миссию и удел, приняли они свою смерть.

  10. Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущ­ность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возмож­ность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают оттого, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нрав­ственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предпо­лагает обязательное следование естественномукодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в сре­де товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.

  11. Как мальчишка к десяти годам интуитивно знает, что Острые проблемы его жизни неблагородно решать обращением к учительнице, а благород­но по известной формуле «сперва я ему дал сдачи», так для взрослого мужчины естественна некоторая справедливая снисходительность по отношению к женщине: «Я — сильный, она — слабая; неужели же я буду опускаться до того, чтобы оскорбить, унизить ее, переложить на ее плечи то, что тяжелее? Я выше этого». К сожалению, так рассуждают далеко не все представители сильного пола. В таких ситуациях иногда приходит на ум: «А Пушкин? Как бы он поступил сегодня?» Наши мужчины, конечно, не стреляются, как он, из-за своих жен. И очень хо­рошо, что не стреляются. Но многие из них вместе с дуэлями вычеркну­ли из своей жизни и понятие мужской чести. Когда, например, молодые мужчины первому встречному плачутся на свою семейную жизнь, болта­ют о своих романах, треплют языком женские имена, хвастают своими победами, начинаешь немного жалеть о дуэлях. Потому что без них стало возможным нарушение простых норм мужского достоинства, пре­вращение Мужчины в немужчину... ,

  12. Конечно же, проблема эта куда глубже и серьезнее, и нельзя обви­нять только мужчин в том, что идет процесс их феминизации — некото­рого «оженствления». Процесс этот связан с широкими социальными изменениями: начиная от вытеснения мужчин из сферы многих профес­сий и руководящих должностей и кончая женской «монополией» в сис­теме воспитания и образования. Ведь сегодня — от семьи до высшей