logo search
Этика под ред

Глава 9. Долг и Совесть щ_

  • Сегодня часто задается вопрос: «Но ведь действительно, зачем застав­лять мучиться физически или умственно неполноценного ребенка, спа­сать его? Не лучше ли средства, потраченные не него, отдать здоровым, которые могут принести пользу другим?» И опять — разумный, рацио­нальный подход. Но ведь во все времена гуманность и цивилизован­ность общества определялись его отношением к убогим. И, наоборот, избавление от них — слабых, беззащитных и «ненужных» — есть то, что мы называем фашизмом. А граница здесь — совесть, способность или неспособность переживать ее муки и угрызения.

  • Часто приходится слышать: «Легко, мол, рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконрав­ственным гораздо труднее». Это представление широко распрост­ранено. Но разве легко жить, усыпив, затоптав, заглушив свою со­весть? Можно, конечно, находить себе оправдание — так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромиссы с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов!

  • Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправ­дывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат лишь прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни всегда так было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть. Проблема состоит в том, чтобы активизировать ее, сделать ее высшим судьей всей на­шей жизни.

  • Но в этом качестве совесть являет нам себя в одном из наиболее мучительных и высоконравственных своих обличий. Она выступа­ет как угрызения совести — стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были. Это сострадание к потерпевшему, обида за себя, стыд за униженное дос­тоинство (свое или чужое).Угрызения, муки совести это осо­знание своей виновности, осмысление безнравственности совер­шенных действий.

  • Герцен писал, что «беспощаднее инквизитора нет, как совесть». На соб­ственном опыте каждый из нас знает, что никто не может быть свобод­ным от угрызений совести, что стыд («своего рода гнев, но только обра­щенный внутрь» — К. Маркс), испытываемый при этом, накладывает тяжелый отпечаток на моральное настроение личности, сознающей, что она пренебрегла долгом, унизила свое человеческое достоинство.

    1. 206 Раздел III. Высшие моральные ценности

    2. Однако не всеми философами роль совести оценивается одинаково. Так, русский философ Л. Шестов «душевные муки раскаяния», являю­щиеся «исполнительными агентами нравственности и воплощающие собой внутреннее принуждение», называет «безличными, двуличными слуга­ми, одинаково ревностно исполняющими свои инквизиторские обязан­ности, независимо от того,- исходит ли приказ от оскорбленного добра или пренебреженного зла». Иными словами, совесть может восстать не только против зла, но и против всего, что было в человеке доброго. К такому выводу приходит и Ницше, который считает, что совесть бичу­ет не только за то, что человек «преступил правила, но и за то, что он относился к ним со всем своим уважением».

    3. Но в любом случае мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результа­том этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

    4. Вопросы и задания

    1. Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или молено «обойти» долг стороной?

    2. Как Вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?

    3. В.Г. Белинский писал: «Совесть никогда не бывает во вражде с убеж­дением, будет ли оно истинным или ложным». Прав ли он?

    4. Попробуйте рассмотреть события повести С. Лема и фильма А. Тар­ковского «Солярис» с точки зрения нравственных категорий. Каких? Как они действуют?

    5. Что, па Ваш взгляд, явилось для Раскольникова подлинным наказа­нием за совершенное им преступление?

    6. Какой из следующих «вариантов» исполнения долга представляет, на Ваш взгляд, «высшую» и «низшую» его форму:

    • из боязни осуждения за его невыполнение;

    • с целью заслужить общественное признание;

    • в результате понимания необходимости;

    • по внутренней потребности.

    1. Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

    2. «Хочу» и «должен»... Неизбежно ли противоречие между ними?

    3. Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?