logo search
Этика под ред

Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237

  1. «...светлый, живой, проницательный и правильно понимающий ум; уме­ренная, мягкая воля, а потому и добрая совесть — все это такие преиму­щества, которых не заменит никакой ранг, никакое богатство».

  2. Шопенгауэр интересно ставит вопрос о культуре восприятия и пе­реживания счастья. Если хочешь оценить степень благополучия или счастья человека, поучал он, следует спрашивать не о том, что его радует, а о том, что его печалит, ибо чем ничтожнее это последнее, тем человек счастливее. По Шопенгауэру, люди должны не искать счастья и наслаж­дения, а заботиться о том, чтобы, по возможности, уберечь себя от горес­тей и страданий. И лучшее средство для того, чтобы не сделаться очень несчастным, — это не желать быть очень счастливым и не строить зам­ков на песке.

  3. Настоящее счастье всегда связано с ощущением необыкновенно­го подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а это редко дается без внутренней борьбы, сомнений, мучений. Отсюда тот высокий накал страстей, без которого не обходится ни один разговор о счастье.

  4. Счастье, как и мечта, является чувственно-эмоциональной фор­мой идеала, но, в отличие от последнего, означает не устремление личности, аисполнение этих устремлений.

  5. Понятие счастья не просто характеризует Определенное, конк­ретное объективное положение или субъективное состояние челове­ка, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь чело­века, что именно является для него благом. Поэтому данное понятие имеет нормативно-ценностный характер. При этом в истории мо­рального сознания данная категория оценивалась двояко. С одной стороны, считалось, что счастье — одно из прирожденных прав че­ловека: «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали» (Л. Фейербах). С другой — мораль рассматривала счастье как вознаграждение за добродетель. Хотя О. Уайльд говорил по этому поводу так: «Когда человек сча­стлив, он всегда хорош, но не всегда хорошие люди бывают счастли­вы». Какие же моральные качества и добродетели могут привести человека к счастью? Что для этого нужно?

  6. Русская пословица гласит, что счастье всегда на стороне отважных. Д. Юм

  7. также считал, что счастье покровительствует смелым и предприимчивым.

  8. Японская пословица утверждает, что счастье приходит в дом, где слышен

  9. смех. Новалис отмечал, что прочное счастье — удел честного человека.

  10. Паскаль писал, что мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважа­ют. По Шопенгауэру, здоровый нищий счастливее больного короля. Со­гласно Н.М. Карамзину, счастье — дело судьбы, ума и характера.

  11. Что же необходимо делать человеку, чтобы быть счастливым? И. Кант считал, что в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписал бы со­вершать то, что делает человека счастливым. Но люди упорно про­должают искать всеобщие «рецепты» счастья.

  12. Представляет интерес исследование о возможностях и источниках сча­стья, проведенное американским социологом Ютсоном. Результаты это­го исследования он сформулировал в тезисах, которые можно разде-. лить на три блока:

  13. В первом устанавливается, что счастье или несчастье не зависят:

  1. , - разногласия между родителями не так отрицательно влияют на счастье детей, если родители разошлись, как в случае, если они живут вместе;

  1. - производительный труд не является необходимым для счастья. Во втором блоке отмечается, от чего могут зависеть счастье или

  2. несчастье:

  1. В третьем блоке даются некоторые представления о зависимости счастья от пола, гражданского состояния, возраста.