logo search
Этика под ред

Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш

Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, обще­ство регулирует поведение людей посредством нравственных отноше­ний, предъявляет к ним моральные требования, ставит пред ними опре­деленные цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представ­ляет собой добро; противоречащее им — зло.

Проблемы ценностей изучаются аксиологией — философским учением о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Как учение аксиология формируется лишь к началуXXвека, но первоосновой ее можно считать знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей: ответы на него породили различные подходы к природе ценностей. Так,натуралистический исубъективно-идеалистический подходы(Дж. Дьюи, К. Льюис) предполагают источник ценностей в «человечес­кой природе», в естественном стремлении людей к наслаждению, в инди­видуальных или стандартизированных представлениях о «личном инте­ресе» и «полезности».Объективно-идеалистический (М. Шелер,Н. Гартман) рассматривает ценности как бытие идеальной нормы, зави­сящей не от человеческих желаний и потребностей, а от божественной или космической воли или разума. Этот подход иногда называют аксиологи­ческим реализмом, т.к. он представляет ценности в виде самостоятель­ных сущностей. Культурно-исторический подход признает множествен­ность равноправных ценностных систем, придающих определенное «лицо» той или иной культуре (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Соро­кин). В социологическом подходе М. Вебсра ценность интерпретируется как норма, способ бытия которой определяется ее значимостью, проявля­ющейся в форме социальных действий субъекта.

Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для лю­дей содержится в понятии«оценка». Нравственная оценка мораль­ных и внеморальных ценностей создаетиерархию ценностей, обосно­вывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а)общечеловеческие, групповые ииндивидуальные — по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдель­ного человека); б)альтернативные икомплементарные — по спо­собу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обла­дают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы

Ш Раздел Ш. Высшие моральные ценности человека