Глава 6. Свобода и Ответственность 143
слабой развитости таких гарантий не может или не должно быть свободной ориентации на добро; напротив, сами эти условия создаются человеком именно благодаря его ориентации на них.
Свободная творческая добродетель выше простого повиновения заповедям. Христианство учит, что человек добродетелен, когда он принимает Божественный моральный закон сознательно и с любовью. И трудно не согласиться с тем, что подлинный переход от морального закона к добродетели осуществляется именно благодаря желанию добра, а не под влиянием страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло. Это так называемая качественная свобода, идея которой была разработана великим теологом Фомой Аквинским еще вXIII в. и сохранилась в современной католической философии.Почти одновременно, в XIV в. другим теологом, У. Оккамом, была высказана идея об индифферентной свободе, еще более усиливающая акцент на свободе выбора. Согласно первой концепции, свобода ориентирована на добро, а добродетель — динамическое качество, необходимое для достижения свободы,; согласно второй, свобода есть индифферентный выбор между добром и злом, а добродетель лишь мешает абсолютной свободе выбора. Для первой нравственный закон — это необходимое условие развития свободы, для второй — это враг, с которым она находится в состоянии постоянного конфликта. По сути, спор между концепциями качественной и индифферентной свободы — это спор о детерминации свободы.
На наш взгляд, моральный закон является решающим фактором в создании духовного и психологического климата, в котором протекает свободная нравственная деятельность человека. Моральный закон — это призыв к сотворчеству и к самореализации человека, обеспечивающий ему возможность нравственного развития. Он не исключает, а предполагает свободу — такое поведение человека, которое зависит от его собственных действий, сознания, воли.
6.2. Свобода выбора и выбор свободы
Что же представляет собой «механизм» свободы, как она осуществляется? Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек. В свою очередь,свободный выбор обеспечивается
волей — духовной побудительной силой — и разумом. Поэтому выбор зависит от уровня познания и сознания личности, ибо решение принимается прежде всего разумом, подготавливающим почву для свободного выбора. Достоинство свободной личности заключено не только в осуществлении действия, но и в распознавании его цели и средства, осуществляемом разумом. Не случайно молитва Иоанна Кронштадтского гласит: «Господи! Дай мне терпение вынести то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Дж. Дьюи, отмечая, что «свобода — это богатство многообразного игибкого роста, изменение исходного состояния и характера в результате разумного выбора», подчеркивал: «Мы свободны в той мере, в какойдействуем со знанием того, что собираемся делать». Подлинная свобода «интеллектуальна, она скрыта в тренированной силе мышления, в способности к «перевертыванию вещей», к размышляющему взгляду на деле...»
Однако само «выбирание» реализуется все же информированной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие определенных решений, а разум предоставляет воле соответствующие цели исредства выбора. Следовательно, выбор является вполне человеческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.
Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо».
Героиня рассказа Чехова «Спать хочется», маленькая девочка, служащая нянькой при хозяйском ребенке, мучается единственным желанием:
Щ_ Раздел Ш. Высшие моральные ценности
хоть раз выспаться. И настолько оно сильно и неодолимо, что она душит подушкой младенца и в наступившей тишине блаженно засыпает... Но проблема выбора между «хочу» и «надо» возникает не только в исключительных ситуациях. В повседневной жизни мы решаем эту проблему на каждом шагу: хочется пойти погулять, а надо сидеть на лекции, хочется смотреть ТВ, а надо готовиться к семинару и т.д.
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение — отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности — свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Таким образом, нравственная свобода —это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способенсознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263