logo search
Этика под ред

Глава 6. Свобода и Ответственность 143

слабой развитости таких гарантий не может или не должно быть свобод­ной ориентации на добро; напротив, сами эти условия создаются челове­ком именно благодаря его ориентации на них.

Свободная творческая добродетель выше простого повиновения заповедям. Христианство учит, что человек добродетелен, когда он при­нимает Божественный моральный закон сознательно и с любовью. И трудно не согласиться с тем, что подлинный переход от морального закона к добродетели осуществляется именно благодаря желанию добра, а не под влиянием страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а пото­му, что оно зло. Это так называемая качественная свобода, идея которой была разработана великим теологом Фомой Аквинским еще вXIII в. и сохранилась в современной католической философии.Почти одновременно, в XIV в. другим теологом, У. Оккамом, была выска­зана идея об индифферентной свободе, еще более усиливающая акцент на свободе выбора. Согласно первой концепции, свобода ориентирована на добро, а добродетель — динамическое качество, необходимое для достиже­ния свободы,; согласно второй, свобода есть индифферентный выбор меж­ду добром и злом, а добродетель лишь мешает абсолютной свободе выбора. Для первой нравственный закон — это необходимое условие развития сво­боды, для второй — это враг, с которым она находится в состоянии посто­янного конфликта. По сути, спор между концепциями качественной и ин­дифферентной свободы — это спор о детерминации свободы.

На наш взгляд, моральный закон является решающим фактором в создании духовного и психологического климата, в котором про­текает свободная нравственная деятельность человека. Моральный закон — это призыв к сотворчеству и к самореализации человека, обеспечивающий ему возможность нравственного развития. Он не исключает, а предполагает свободу — такое поведение человека, которое зависит от его собственных действий, сознания, воли.

6.2. Свобода выбора и выбор свободы

Что же представляет собой «механизм» свободы, как она осуще­ствляется? Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек. В свою очередь,свободный выбор обеспечивается

волей — духовной побудительной силой — и разумом. Поэтому выбор зависит от уровня познания и сознания личности, ибо реше­ние принимается прежде всего разумом, подготавливающим почву для свободного выбора. Достоинство свободной личности заключе­но не только в осуществлении действия, но и в распознавании его цели и средства, осуществляемом разумом. Не случайно молитва Иоанна Кронштадтского гласит: «Господи! Дай мне терпение выне­сти то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Дж. Дьюи, отмечая, что «свобода — это богатство многообразного игибкого роста, изменение исходного состояния и характера в результате разумного выбора», подчеркивал: «Мы свободны в той мере, в какойдействуем со знанием того, что собираемся делать». Подлинная свобода «интеллектуальна, она скрыта в тренированной силе мышления, в спо­собности к «перевертыванию вещей», к размышляющему взгляду на деле...»

Однако само «выбирание» реализуется все же информирован­ной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие опреде­ленных решений, а разум предоставляет воле соответствующие цели исредства выбора. Следовательно, выбор является вполне челове­ческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуаль­ные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в дет­ском и юном возрасте, это выбор между «можно» и «нельзя». На­рушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принци­пу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с усто­явшимися основами жизни и становится или антисоциальным ти­пом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его кон­формистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо».

Героиня рассказа Чехова «Спать хочется», маленькая девочка, служа­щая нянькой при хозяйском ребенке, мучается единственным желанием:

Щ_ Раздел Ш. Высшие моральные ценности

хоть раз выспаться. И настолько оно сильно и неодолимо, что она ду­шит подушкой младенца и в наступившей тишине блаженно засыпает... Но проблема выбора между «хочу» и «надо» возникает не только в ис­ключительных ситуациях. В повседневной жизни мы решаем эту про­блему на каждом шагу: хочется пойти погулять, а надо сидеть на лек­ции, хочется смотреть ТВ, а надо готовиться к семинару и т.д.

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принужде­ние — отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека не­свободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности — свободный выбор. Конечно, даже сво­бодный выбор связан с самоограничением, но это не означает утра­ты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Таким образом, нравственная свобода это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не явля­ется чем-то непреложно данным человеку. Это программа его само­развития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществ­ляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способенсознательно принимать решения, учитывать последствия соб­ственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор дей­ствий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предви­деть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над сво­им поведением, чувствами, страстями, желаниями.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора опреде­ляется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться со­ответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим