logo search
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство ш

  • Аналогичная идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. Число их в некоторые периоды было столь вели­ко, что они образовывали систему управления, альтернативную импера­торскому двору. «Удальцы» всячески подчеркивали, что именно они, а не продажная и трусливая чиновничья среда, являются носителями истинной гуманности, сыновней почтительности, честности и верности велениям Неба, то есть всем ценностям конфуцианства.

  • Колоритные свидетельства того, что честь в средневековье базирова­лась на принадлежности к военному сословию, с одной стороны, и на личной доблести в исполнении подобающих этому сословию обязаннос­тей, с другой, дает бусидо — кодекс поведения японского воина-саму­рая. Его храбрость проистекала из полного презрения к смерти, в осно­ве которого лежало мировоззрение дзен-буддизма. Свою верность самураи готовы были демонстрировать ценою жизни. В частности, со­вершение харакири было способом доказать безраздельную преданность господину (если он умер) или чистоту, искренность своей души (если он жив). Харакири являлось почетным видом смерти и было привиле­гией военного сословия. «Умереть, если нужно, убить, если требуется» — таков лозунг самурая, для которого честь дороже жизни.

  • Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от средневековья, личностным содержани­ем: все больше в основу их кладется не социальный статус, а инди­видуальное самосознание личности, приводящее к появлению и раз­витию чувства собственного достоинства и чести. Постепенно идея равенства людей от природы — идея «естественного равен­ства» — стала основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное, в силу принадлежности к человеческого роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус этой личности зависит уже не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристи­кой которых являетсядостоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума. Подобное представление о достоинстве закреп­лено вконцепции прав человека, принадлежащих каждому незави­симо от его расы, национальности, пола, возраста, социального поло-