logo search
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство209

  • ющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в соб­ственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в со­противлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, досто­инство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего призна­ния к внутреннему желанию этого признания. Механизм функцио­нирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

  • Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных каче­ствах, присущих представителям данной среды. Понятие достоин­ства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от соци­альной принадлежности человек обладает достоинством морально­го субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присут­ствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вы­зывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоин­ством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член обще­ства признает достоинство других людей и не покушается на него.

  • Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобрета-