logo search
Этика под ред

Глава 8. Страдание и Сострадание 187

  1. которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». И тогда мы тоже испытываем глубокое нравственное страдание.

  2. Таким образом, вопрос о причине страданий в самом общем виде связан с проблемойдобра изла. Вопрос же осмысле страданий связан с вопросомо смысле жизни, о том основном призвании, пред­назначении, «задании», ради которого живет человек (это предназна­чение может быть как подлинным, так и мнимым, иллюзорным): на­сколько человек следует смыслу своего жизненного пути или уклоняется от него. В связи с этим можно поставить и другой воп­рос: к чему приводит страдание, не приносит ли оно благих плодов, которыеоправдывали бы его. Оказывается, с этой точки зрения, стра­дание может статьшколой жизни.

  3. Попробуйте проверить это утверждение на собственном жизненном опы­те. Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим дурным поступком, учит нас правде и справедливости, подтверждая наличие нравственного закона в жизни. Например, я обидел человека, а вскоре и сам испытал горечь обиды от другого. И это страдание на­помнило мне о том, которое причинил я. Подобного рода страдания практически обращают нас к «золотому правилу» нравственности: не делать другому того, чего не желаешь себе. Во-вторых, страдание очи­щает душу. В Библии сказано: «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления...» Об этом говорил и Дристотель: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Наконец, великий писатель — исследователь страда­ния Ф. М. Достоевский всем своим творчеством утверждал, что потреб­ность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания, страдания, лишь бы успокоить свою совесть. В-тре­тьих, страдание облагораживает человека, являясь для нас источником огромных нравственных ценностей: оно приводит нас к вере, любви, духовной силе. Страдание делает нас снисходительными к другому, вос­питывает чуткость к чужому горю, понимание человеческой души. Из страдания человек, как правило, выходит крепче, т.к. оно закаляет волю, развивает выдержку, настойчивость. В-четвертых, страдание не только делает нас лучше, но вырабатывает в нас способность делать лучше других, ибо оно дает не только силу, но и мудрость, способность воздей­ствовать на других. А «чтобы разбивать словом жесткую скалу челове­ческого сердца, нужно самому испытать, что значить иметь разбитое сердце. И ведь не то страшно, когда сердце разбивается, а — когда оно превращается в камень» (В. Марцинковский).

  4. Рассмотренные нами возможности влияния страдания на нрав­ственный облик личности не проявляются автоматически, то есть стра­дания вовсе не обязательно «очищают», «облагораживают» и т.д. Они, эти возможности, могут быть не использованы или вовсе не вос­требованы человеком. Таким образом, смысл страдания в том, слу­жит ли оносмыслу бытия человека, самовыражению и самоутверж­дению личности. Если да, то человек способен даже благословлять страдания и сознательно искать их. Для него жизнь без страданийбессмысленна, а «страдание — святая благодать» (В. Жуковский), к которой следует стремиться, как считал, например, А.С. Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Однако далеко не все люди так относятся к страданию. Многие бывают раздавлены им, и тогда оно вызывает у гшх страх и проклятия.

  5. 8.3. «Патософия» — мудрость о страдании

  6. От чего зависит разная реакция на страдание? И в чем истинная «мудрость о страдании», которую можно назвать «патософией» (В. Марцинковский)? Она заключается не в одном лишь анализе страдания и умении объяснить его смысл и причины, но главное — в умении его побеждать, мудро овладевать им. Ив этом — одна из главных задач жизни, ибо принять жизнь — значит принять стра­дание, а уметь жить — значит уметь страдать, считают сторонники патософии.

  7. Практически мы реагируем на страдание двояко: или мы бежим от него, илипринимаем его. Реакция на страдание, модель нашего поведения зависит от нашегопонимания страдания, нашегоотно­шения к нему.

  8. Если страдание воспринимается как неизбежность, связанная с несправедливостью и безысходностью, то естественное стремление человека — бегство от страдания. Причем формы этого бегства могут быть самые разные — от ухода в нирвану путем внутреннего самосовершенствования (как в буддизме) или искусственным, лож­ным путем забвения (через алкоголь, наркотики и т.н.) — до пре­кращения страдания путем прекращения самой жизни — через са­моубийство (суицид).

  9. Отношение к самоубийству всегда было разным в различных культурах и

  10. системах морали. Многие восточные религиозно-этические учения пред-