5.7. Конфликтные личности
Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф. Бэкон
Чего не понимают, тем не владеют.
И. Гете
Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.
Из числа конфликтных личностей можно вьделить шесть характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним (для краткости) словом.
«Демонстративные» характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хотя бы таким способом оставаться на виду.
«Ригидные» («ригидный» — негибкий, непластичный): люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.
Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющейся обстановкой и вызывает конфликт с окружающими. Это люди, для которых «если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов». Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
«Неуправляемые» отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.
«Сверхточные» — это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всему (начиная с себя) с позиций повышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.
Характеризуются чрезмерной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко обусловливают неустроенность в личной жизни.
«Рационалисты» — расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь за счет этого личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
«Безвольные»: отсутствие твердых убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность таких людей в том, что чаще всего они имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому и выступление подобного человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так: «его устами глаголит истина».
В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) «ситуативен», то есть проявляет себя только в определенной ситуации. В данном случае — это наличие негативного влияния. Представители остальных типов идут на конфликт сами.
Первые пять типов конфликтных личностей при всех отличиях имеют и нечто общее.
Это болезненное честолюбие и привычка не отказываться от своих желаний. Для «демонстративных»,
«ригидных», «неуправляемых» и «сверхточных» личностей конфликтность скорее их беда, нежели вина. Таков психологический склад этих людей. Большинство из них страдают различными комплексами, главным образом комплексом неполноценности.
Зная об этом, руководители не всегда «поднимают перчатку* вызова на конфликт, бросаемую со стороны таких личностей. Бывает, что сотрудник в возбужденном состоянии надерзил, хлопнул дверью, а руководитель (кадровик) лишь махнул рукой: «Что с него взять — больной человек!».
Сам руководитель не должен быть конфликтной личностью. Недопустимо использовать свое начальственное положение для снятия внутреннего напряжения, изживания комплекса неполноценности, удовлетворения болезненного самолюбия.
5 8. САМОПРОВЕРКА. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК ПРЕДУПРЕЖДАТЬ КОНФЛИКТЫ
И УПРАВЛЯТЬ ИМИ
Кроссворд
По вертикали:
2. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта.
3. Вид конфликтогена, проявляющегося в излишней уверенности в своей правоте.
7. Вид кофликтогена, реализуемого в восторженных рассказах о своих истинных или мнимых успехах.
8. Агрессивность, проявляющаяся как реакция на сложившиеся обстоятельства.
9.Способ снятия агрессивности, состоящий в том, чтобы
выговориться, «поплакаться». 12. Для разрешения конфликта главное — это... конфликтную
ситуацию. 15. Слова, действия (или бездействие), способные привести к
конфликту.
18. Формулировка конфликтной ситуации должна подсказывать, что надо...
19. Необходимо задавать себе вопросы... пока не докопаешься до первопричины конфликта.
По горизонтали:
1. Формулируя конфликтную ситуацию, постарайтесь обойтись... слов.
3. Открытое противостояние людей.
4. Способ погасить агрессивность, приемлемый преимущественно для рационалистов.
5. Пути снятия агрессии, построенные на двигательной активности.
6. Чтобы обеспечить бесконфликтность общения, надо делать как можно больше... посылов.
9. Конфликтоген: люди, которые его допускали, в первом псалме Давида осуждались наряду с безбожниками и грешниками.
10. Проявление превосходства с оттенком доброжелательности.
11. Закономерность... конфликтогенов.
13. Формулировать конфликтную ситуацию лучше всего... словами.
14. Один из типов конфликтогенов — проявление...
16. Наиболее распространенный тип конфликтогенов — стремление к...
17. Агрессия, проявляющаяся как черта личности.
20. Одно из правил бесконфликтногообщения—проявить к собеседнику.
21. Накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта, — это... ситуация.
22. Источник конфликтогенов, состоящих в том, что некто добивается чего-то для себя за счет других.
Кроссворд
По вертикали:
1.Тип конфликтных личностей, характеризующихся стремлением быть всегда в центре внимания.
2. Конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении.
4. Конфликты, приносящие пользу организации.
5. Неудобный... работы — одна из причин конструктивных конфликтов.
6.Простои, "вынужденные отпуска, штурмовщина — проявления...
7. Одна из причин конфликтов — низкий уровень...
8. Вертикальные конфликты составляют до... процентов всех производственных конфликтов.
11. Конфликты, в которых имеются и вертикальная и горизонтальная составляющие.
12. Отсутствие четкости в... обязанностей как источник конфликтов.
13. Руководитель не должен быть... личностью.
По горизонтали:
1. Конструктивные конфликты должны разрешаться прежде всего в... сфере.
3. Конфликты, порождаемые необъективными причинами.
5. Конфликты, участники которых не находятся в подчинении один у другого.
7. Конфликты, приносящие вред организации.
9. Конфликты, порождаемые объективными причинами.
10. Документы, с помощью которых реализуется постулат управления: «Управлять лучше с помощью принципов, а не приказов».
14. В школе верховой езды не... наездника, удержавшегося на вздыбившейся лошади.
15. Одна из важнейших причин конструктивных конфликтов — плохая... труда.
16. Позитивное разрешение конструктивных конфликтов способствует... производства и управления.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494