10.1. Встреча. Приветствие. Представление
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы послужить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
Сенека Младший
В соответствии с общепринятой практикой до начала работы приехавшие гости наносят визит вежливости в организацию, их принимающую, или лицу, от имени которого им было направлено приглашение. Этот визит является как бы ответом гостей на их встречу при приезде.
В ходе беседы с зарубежными гостями следует подчеркнуть положительное развитие отношений между двумя странами, выразить надежду, что в дальнейшем контакты будут столь же тесными и дружескими. Гостям может быть сообщена программа пребывания, а если они знакомы с ней, можно более детально рассказать о наиболее важных пунктах. Первая встреча бывает, как правило, непродолжительной: 20—30 минут. Беседа ведется за специально предназначенным для этих целей столом. На стол ставят минеральную и фруктовую воду, кладут сигареты. Через 10—15 минут после начала беседы можно подать кофе или чай. Спиртные напитки не подают.
В конце беседы можно предложить гостям какие-либо брошюры или проспекты о структуре вашего учреждения, его задачах и деятельности, международных связях.
Читателю представляется возможность проверить себя, правильно ли он действует в ситуациях, описанных ниже. В них (если иного не оговорено) предполагается общение деловых людей одинакового статуса.
Вопросы
1. Вы подошли к группе из 5 человек, в которой есть знакомые и не знакомые вам лица. Вы а) поздороваетесь с каждым за руку; б) поздороваетесь с каждым и представитесь незнакомым; в) пожмете руку знакомым и кивнете незнакомым; г) кивнете всем ?
2. Садясь в такси, мужчина приветствует шофера первым или сразу указывает адрес?
3. Тот же вопрос женщине.
4. Сидящие за столом в ресторане, кафе приветствуют знакомых а) выражая радость вслух; б) помахав приветственно рукой или в) кивком головы ?
Ответы и комментарии
1. Подошедший к группе людей должен приветствовать наклоном головы незнакомых и пожать руку своим знакомым. Пожатие руки незнакомому означает желание познакомиться, а значит, необходимо назвать себя.
2, 3. Садясь в такси, мужчина и женщина приветствуют шофера первыми и только после этого называют адрес. Хорошо воспитанные люди всегда проявляют уважение к тем, кто их обслуживает. Забвение этого правила воспринимается как высокомерное, барственное поведение и нередко приводит к неприязни.
4. Сидящие за столиком в ресторане, кафе приветствуют знакомых кивком головы.
Вопросы
5. Приветствуя женщину издали, сидящий мужчина встает, привстает или делает это сидя, кивком головы ?
6. Приветствуя женщину на улице, мужчина а) снимает шляпу; б) снимает перчатку; в) снимает и шляпу и перчатку; г) не снимает ни того ни другого?
7. Приветствуя кого-либо на расстоянии, мужчина а) приподнимает шляпу или касается ее; б) снимает перчатку и машет рукой или в) делает легкий поклон ?
8. Что означает, если женщина, здороваясь, снимает перчатку? Когда это является обязательным?
Ответы и комментарии
5. Принято, что мужчина, приветствуя женщину, должен привстать со стула.
6 Мужчина снимает шляпу и правую перчатку, приветствуя женщину на улице. Последнее делается на случай, если женщина захочет поздороваться рукопожатием.
7. Мужчина должен поприветствовать его легким поклоном, либо приподняв шляпу, либо слегка ее коснувшись. Других головных уборов (шапка, спортивная шапочка, берет) касаться не следует.
8. Женщина должна снимать перчатку только тогда, когда она здоровается с людьми преклонного возраста. В остальных случаях этот жест означает знак особого расположения.
Вопросы
9. Перед приветствием один держит левую руку в кармане, а второй курит. Что каждый из них должен сделать?
10. Кто представляется первым: а) старший— младшему; б) младший— старшему; в) мужчина— женщине; г) женщина— мужчине; д) человек более высокого статуса — человеку более низкого положения, или наоборот ?
11. Кто протягивает руку для пожатия (см. варианты в предыдущем вопросе)?
12. В каком порядке приветствуют друг друга супружеские пары?
Ответы и комментарии
9. В момент приветствия нельзя держать руку в кармане, а сигарету во рту. Приветствие — проявление уважения к человеку. Поэтому все, что может быть воспринято как пренебрежительное отношение, должно быть исключено.
10. Порядок таков: младший — старшему, мужчина — женщине, человек более низкого статуса — человеку более высокого статуса.
11. Протягивает первым руку для пожатия старший — младшему, женщина — мужчине, человек более высокого статуса — человеку более низкого. Если они этого не делают в ответ, их приветствуют словами или кивком головы.
12. Сначала здороваются женщины, затем — мужчины с женщинами, а потом мужчины.
Вопросы
13. Кто приветствует первым: тот, кто стоит, или тот, кто к нему подходит ?
14. В коридоре женщина обгоняет сослуживца. Кто приветствует первым?
15. Кто из женщин первой здоровается со встретившейся знакомой: а) идущая с мужниной; б) идущая без спутников или в) идущая с подругой?
16. Кто должен первым приветствовать при встрече: подчиненная или ее начальник (мужчина)?
Ответы и комментарии
13. Идущий приветствует стоящего первым. Объяснить это правило можно тем, что сближение в пространстве происходит по инициативе идущего. Стоящий не знает, что идут именно к нему. Так что характер приветствия (кивок, слова или рукопожатие), естественно, определяет тот, кто подходит.
14. Первой приветствует женщина. Мотивировка этого правила та же, что и в предыдущей ситуации.
15. При встрече женщин первой здоровается та, что идет с мужчиной. От характера приветствия зависит продолжительность контакта. Женщина, идущая с женщиной, также здоровается первой с встретившейся знакомой.
16. Первой приветствует подчиненная начальника.
Вопросы
17. Женщина проходит мимо группы знакомых мужчин. Кто здоровается первым?
18. Где принято целовать руку женщины?
19. Принято целовать руку: незамужней женщине, замужней или всегда каждой женщине?
20. Целуя руку женщине, мужчина должен наклониться к ее руке или поднять руку к своим губам?
Ответы и комментарии
17. Проходя мимо группы знакомых или присоединяясь к ней, женщина (как, впрочем, и мужчина) здоровается первой: статус группы выше статуса индивида. См. и соображения, высказанные в комментариях к вопросу 13.
18. Целуют руку женщине, находясь в помещении, менее уместно это делать на улице.
Обычай целовать женщинам руку наиболее распространен в Польше — признак особой мужской галантности.
19. У нас принято целовать руку только замужним женщинам.
20. Целуя руку женщине, мужчина должен немного наклониться, одновременно поднося руку женщины к своим губам. Женщина должна сама приподнять руку, не заставляя мужчину чересчур наклоняться. Иначе галантность может выглядеть как угодничество.
Вопросы
21. Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых друг с другом мужчин?
22. Должен ли мужнина снимать перчатку для рукопожатия? А женщина?
23. Рукопожатие должно быть сильным, энергичным или умеренной силы?
24. Что во время рукопожатия свидетельствует о безразличии к тому, с кем здороваются ?
Ответы и комментарии
21. Рукопожатие при встрече знакомых не является обязательным, но желательным: это знак их дружеского расположения друг к другу.
22. Снимать перчатку для рукопожатия не обязательно, хотя мужчина, как правило, делает это. Но если один снял перчатку, ее должен снять и второй. Женщина может не снимать для рукопожатия тонкую перчатку, другое дело — если на руке вязаная или толстая варежка.
23. Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком вялым, лучше — умеренно энергичным. Особенно когда жмут руку женщине. Партнер не должен кривиться от боли. Смысл рукопожатия — проявление добрых чувств, а не демонстрация физической силы.
24. Вялое рукопожатие говорит о безразличии к приветствуемому. Как и то, когда, пожимая руку, смотрят в сторону.
Вопросы
25. Кто первый подает руку: незамужняя женщина-замужней, или наоборот ?
26. Кому из гостей обязательно должна пожать руку хозяйка?
27. Женщина на приеме, в гостях встретилась с недружелюбно расположенным к ней человеком. Обязана ли она подать ему руку для приветствия?
28. Вы знакомы с семьей приветствуемого вами человека. Должны ли вы поинтересоваться здоровьем, делами членов семьи ?
29. Представляя свою супругу, мужчина говорит: «Это моя хозяйка». Удачное ли это высказывание, по вашему мнению ?
Ответы и комментарии
25. При рукопожатии замужняя женщина подает руку незамужней: при прочих равных условиях в нашем обществе статус замужней женщины несколько выше, чем незамужней.
26. Хозяйка должна пожать руку каждому приглашенному, никого не обделить вниманием.
27. Находясь в гостях, на приеме, женщина обязана подать руку для приветствия и не расположенному к ней человеку. Иначе их взаимная неприязнь создаст напряженность среди гостей. Интересы общества выше личных обид.
28. Принято интересоваться здоровьем (делами) знакомых вам членов семьи приветствуемого вами человека.
Эта любезность благотворно действует на атмосферу общения, что вполне отвечает правилам этики.
29. Принято представлять жену словами: «Моя супруга», или «Моя жена». «Моя хозяйка» вызывает ассоциацию с домохозяйкой.
Вопросы
30. Только что прибывшие на встречу, прием столкнулись с уже уходящими людьми. Нужно ли им представиться?
31. Нужно ли представляться, встретившись в лифте?
32. Как вы дадите знать о себе, встречая в аэропорту, на вокзале не знакомых вам членов делегации?
33. Завтра вы будете встречать приезжающую к вам делегацию. Что вас непременно должно интересовать в выпуске местных новостей?
34. Вы приглашаете гостя (гостей) в автомобиль. Какими правилами размещения пассажиров следует руководствоваться? Какое место является наиболее почетным ?
Ответы и комментарии
30. Покидающие прием и прибывающие на него не должны представляться друг другу. Ведь представляются для общения, а такового в данном случае не предвидится.
31. В лифте представляться не нужно. Это объясняется краткостью совместного пребывания в нем. Общение может прерваться на полуслове с прибытием кого-либо на нужный ему этаж.
32. Встречать незнакомых лиц принято с плакатом, на котором указывают фамилии встречаемых или организации, которые они представляют.
33. Стоит послушать прогноз погоды. Если возможен дождь, для всех прибывающих необходимо взять зонты.
34. Первым почетным местом является место на заднем сиденье, справа по ходу движения (место № 1 на рис. 10.1). Второе почетное место — за водителем (№ 2). Первым садится пассажир, занимающий почетное место № 1, затем — занимающий место № 2.
| 2 | Водитель |
|
3 | |||
4 | |||
1 |
Рис. 10.1
Встречаемые гости, как правило, садятся только на заднее сиденье. Если в автомашину садится еще одно лицо, он занимает место № 3 между двумя почетными гостями, чтобы не мешать сидящему на почетном месте при выходе. Лицо, занимающее место № 1, входит через правую дверцу, остальные — через левую дверцу, чтобы не беспокоить сидящего на почетном месте. Выходят первыми лица, занимающие почетные места.
Место № 4 или остается свободным, или его занимает сопровождающее (от хозяев) лицо, или охранник. Обязанность «№ 4» — открыть дверцу для пассажира «№ 1», а если «№ 1» — дама, то при необходимости помочь ей, подав руку.
10 2 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Хорошее начало — половина дела
Платон
Вопросы
1. Представляясь, обязательно ли вручать визитную карточку?
2. Получив визитную карточку, обязательно ли вручать свою?
3. Какой рукой принято вручать визитную карточку?
4. Чем должно сопровождаться вручение визитной карточки ?
Ответы и комментарии
1. Визитную карточку при первой встрече вручать надо.
При обсуждении этого вопроса нередко дают ответ: «По ситуации», имея в виду, что собеседовать с человеком после знакомства может оказаться ненужным («нечего и карточки расходовать»). Разберемся с этим суждением.
Визитная карточка — замечательное изобретение. Облегчая общение, она служит и неназойливым напоминанием о деловом человеке. Просматривая карточки, подыскивая деловых партнеров, вспомнят и о вас.
2. Невежливо, получив визитку, не вручить свою. К тому же могут подумать, что у вас таковых просто нет. Получив визитку, никто не спутает ваше имя-отчество и не забудет о вас.
3. Визитку вручают правой рукой (на Востоке — двумя руками). В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого дела. Поэтому лучше не рисковать.
4. Вручая визитную карточку, следует назвать свою фамилию. Особенно это важно, имея дело с иностранцами, тогда им легче сказать вашу фамилию вслух.
Вручение визитной карточки сопровождается взаимным легким поклоном или хотя бы кивком головы.
Вопросы
5. Получив визитку, следует ли зачитывать вслух что-либо из нее?
6. Вы сделали пометку на полученной визитке, уточнив что-то у вручившего ее. Правильно ли вы поступили?
Ответы и комментарии
5. Получив визитную карточку, следует прочесть вслух фамилию ее обладателя. После чего положить визитку перед собой. Невежливо прятать визитку.
6. Никаких пометок на визитной карточке в присутствии вручившего ее делать не следует. Это может быть воспринято как знак неуважения. Также нельзя вертеть визитку в руках, мять ее.
Вопросы
7. На каком языке должен быть текст визитной карточки?
8. Нужно ли в визитной карточке указывать телефакс (телекс) ?
9. Тот же вопрос относительно телефона внутренней связи.
10. Нужно ли указывать в визитке номер домашнего телефона ?
11. Как вы оцениваете указание должности: «Заместитель директора», «Начальник отдела»?Положительно или отрицательно?
12. В некоторых организациях размер визитной карточки свидетельствует о служебном положении ее обла- g дателя. Ваше мнение на этот счет ?
Ответы и комментарии
7. Одну сторону визитки заполняют на родном языке ее обладателя. Вторую — на языке страны пребывания или на английском.
Однако первый вариант лучше, особенно когда встречаются с французами: они ревниво относятся ко всему англоязычному.
Некоторые используют обратную сторону визитной карточки для размещения информации о своей фирме и (или) о себе. Например: автор книги указал перечень 11 написанных им книг и заметил, что это значительно повышает интерес к его персоне со стороны получивших визитку.
8. В визитной карточке необходимо указать номер телефакса (или телекса). Кроме удобства пересылки документов здесь есть и еще одно обстоятельство: отсутствие факса воспринимается как признак незначительности лица (организации).
Факс можно за умеренную плату абонировать на Главпочтамте или в какой-нибудь организации, имеющей это средство связи.
9. Если такая связь есть, желательно указать. Не только для удобства при возможном визите. Наличие внутренней связи свидетельствует о солидности организации.
То же самое относится к числу указываемых на карточке служебных телефонов — чем больше, тем лучше.
10. Номер домашнего телефона целесообразно указывать лицам творческих профессий, работающим значительную часть времени в домашнем кабинете (писателям, преподавателям). Остальным этого делать не рекомендуется, ибо звонить домой по служебному делу допускается только в чрезвычайных случаях. В деловых кругах укоренилось мнение, что специалист, руководитель должен успевать сделать все необходимое в рабочее время.
Есть и еще обстоятельство, с которым в последнее время приходится считаться деловым людям. Визитка может попасть к криминальному элементу — «домушнику». Информацию с визитки он может использовать для своих «дел».
11. Название должности должно быть максимально информативным, отражая область полномочий. Например: «Зам. директора по кадрам», «Начальник отдела сбыта» и т. п.
12. Размер визитных карточек унифицирован: длина— не более 90 мм, высота — 55 мм. Визитки большего формата не помещаются в стандартную визитницу, поэтому их приходится обрезать.
Вопросы
13. При встрече двух делегаций в каком порядке вручают визитные карточки?
14. Что и где помещают на визитке, если ее посылают для а) рекомендации; б) поздравления; в) соболезнования; г) выражения благодарности или при отъезде из страны пребывания?
15. От какого лица (первого или третьего) делают надписи на визитке?
16. Где делают пометки на визитках, высылаемых в одном конверте нескольким лицам, работающим в одной организации?
17. В течение какого времени принято давать ответ по получении визитной карточки?
18. Какое количество своих визитных карточек должен иметь при себе деловой человек?
Ответы и комментарии
13. Первыми вручают визитки хозяева. Начинают обмен визитками руководители делегаций, затем их заместители и так далее по степени снижения статуса присутствующих.
14. Визитка может быть использована для нескольких целей. В случае заочного представления некоего лица адресату высылают визитные карточки рекомендующего и рекомендуемого. При этом на визитке первого пишут буквы «p.p.», на второй — ничего. В ответ в адрес представляемого лица посылают визитную карточку без надписей.
В случае поздравления пишут «p.f.»; в ответ высылают визитку с буквами «р.г.». Эти (и последующие) сокращения означают первые буквы соответствующих слов на французском языке.
Если поздравляют с Новым годом (Рождеством), то пишут «p.f. N.A.»; в ответ высылают визитку с буквами «р. г.».
Соболезнование выражают на визитной карточке буквами «р.с». Ответ дают с надписью «р.г.».
Благодарность выражают буквами «р.г.»; ответ не обязателен.
При окончательном отъезде из страны пребывания на визитке пишут «p.p.с». Ответ не дают.
Все надписи делают карандашом или чернилами в левом нижнем углу визитной карточки.
15. Другие надписи делают при наличии менее официальных отношений от третьего лица: «поздравляет», «благодарит», «рекомендует» и т.п.
16. Если несколько визиток высылают в одном конверте, то в верхнем левом углу каждой из них пишут фамилию лица, которому она адресована.
17. Ответ на полученные визитные карточки надлежит давать визитными карточками в течение суток.
18. Рекомендуется постоянно иметь при себе не менее 10 визитных карточек.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494