6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
Беда тому, кто говорит все, что может сказать.
Вольтер
Интервью как средство «паблик рилейшнз»
Интервью — блестящая возможность сделать достоянием гласности свои взгляды, а также рекламу своей деятельности. Разумеется, если выглядишь в интервью убедительно.
Как сделать интервью своим союзником? Воспользуйтесь нашими советами на этот счет.
Вы даете интервью: что и как делать...
...до интервью. Можно предложить такой вариант.
1. Заранее узнайте у интервьюера, какие основные проблемы и вопросы его в основном интересуют.
2. Уточните и запишите дату, время и место встречи.
3. Убедитесь в том, что корреспондент правильно запомнил ваше имя, должность и организацию, которую вы представляете. Пошлите ему свою визитную карточку, а в случае необходимости информацию о себе по электронной почте.
4. Продумайте наиболее вероятные вопросы интервьюера и заранее подготовьте на них профессионально грамотные и по возможности краткие ответы.
5. Напишите для себя, что вам хотелось бы обязательно довести до сведения общественности. Вам легче будет формулировать свои ответы и говорить, как по писаному.
6. Заготовьте несколько выигрышных ключевых фраз, слов, запомните их.
7. Желательно прийти на интервью одетым, как на официальную встречу. Тем самым вы продемонстрируете уважение к собеседнику.
8. Запомните имя, отчество интервьюера.
9. Зарезервируйте 5—10 минут времени, чтобы прийти пораньше и собраться с мыслями.
10. До начала интервью спросите репортера, чем вы можете помочь ему, и сообщите свои пожелания.
11. Если вы хорошо подготовились к беседе, продумайте, как будете отвечать и на неприятные для вас вопросы. Представьте себе худший вариант сценария.
Предостережение: конечный результат зависит от ожиданий и предубеждений интервьюера.
Одно из ранних наблюдений подобного рода проведено психологом Райсом еще в 1929 году. Он выявил «заразительное предубеждение» интервьюеров на основе анализа 2000 бесед, проведенных сотрудниками благотворительного фонда с клиентами. Клиенты объясняли свое обращение к фонду за помощью теми причинами, которые вызывали сочувствие интервьюеров. Так, один из них, ярый сторонник запрещения продажи спиртных напитков, получил в три раза больше ответов о вредном влиянии алкоголя, нежели интервьюер, не разделявший этих взглядов.
Поэтому, соглашаясь на интервью, не теряйте бдительность, чтобы не стать рупором воззрений журналиста!
... в ходе интервью. Тут «расклад» может быть следующим.
1. Поздоровавшись с интервьюером, постарайтесь произвести на него благоприятное впечатление. Не суетитесь, ведите себя спокойно, непринужденно, но ни в коем случае скованно или развязно.
2. Настройтесь, чтобы стиль вашей беседы-интервью был деловым и оптимистичным.
3. Время от времени улыбайтесь, используйте одну-две реплики, фразы, которые характеризовали бы вас как человека, не лишенного чувства юмора и остроумия.
4. Обязательно смотрите интервьюеру в глаза, отвечайте на вопросы уверенно, но не создавайте впечатления самоуверенного человека.
5. Не бойтесь проявить инициативу, даже повернуть беседу в нужном для вас направлении.
6. Следите за речью, аргументацией, приводимыми вами фактами, примерами.
7. Остерегайтесь двусмысленных толкований вашей точки зрения. Избегайте категоричных ответов, но не будьте слишком многословны.
8. Если вам зададут трудный вопрос, связанный с возможной угрозой или разоблачением, прежде чем ответить, сосчитайте хотя бы до пяти.
Используйте уклончивые фразы типа: «Извините, без комментариев», «Боюсь, что у меня сейчас нет фактов», «Мы вскоре дадим исчерпывающий ответ», «Мы все еще занимаемся этим вопросом». Избегайте прямых столкновений с репортером. Обезоружьте его своей доброжелательностью.
9. Никогда не давайте никаких комментарии «не для записи»: вы поставите и корреспондента в затруднительное положение, а тем более — себя, если журналист окажется недостаточно порядочным.
10. Отвечайте кратко на особенно неприятные для вас вопросы. Детали могут создать плохое впечатление, а утверждения общего характера не привлекут повышенного внимания к этим вопросам.
11. Говорите ясным и живым языком, не сухим языком профессионала. Иначе вас могут принять за чинушу.
12. Если не знаете ответа на вопрос, скажите, что не готовы ответить на него.
13. Если вы не можете дать какую-либо информацию, то объясните, почему именно.
Говорите правду. Полуправда — половина лжи, которая может вскоре обернуться против вас.
14. Не поддавайтесь желанию покритиковать других.
15. Если корреспондент предложит вам выступить с публичным разоблачением, скажите, что были бы счастливы, но вам нужно посоветоваться с коллегами.
16. Во время интервью и в перерывах старайтесь установить дружеские отношения с представителями средств массовой информации.
17. В конце интервью поблагодарите интервьюера за интересные вопросы и проявленное к вам внимание.
... после интервью. Теперь самое время подвести итоги встречи.
1. Поинтересуйтесь, когда можно будет завизировать текст, если интервью предназначено для печати.
2. Узнайте, когда и где оно будет опубликовано или дано в эфир.
3. Проанализируйте свои ответы и поведение во время интервью, особенно в критические его моменты. Сделайте соответствующие выводы для себя.
4. Если у вас будут регулярно брать интервью, пройдите специальную подготовку. Общение с представителями средств массовой информации требует навыка, которому можно научиться.
Пожелания интервьюеру
Берущим интервью необходимо избегать двух главных и очень распространенных недостатков: 1) многословия при постановке вопросов и 2) поверхностности вопросов, не позволяющих интервьюируемому раскрыться.
Оба эти недостатка имеют один корень: плохую подготовку к разговору. Только основательная подготовка,
предварительная «разведка» собеседника дают возможность краткими, точными вопросами «зацепить» и «разговорить» его.
Очень важно тщательно продумать начало беседы. Желательна даже некая интрига, которая увлечет интервьюируемого, заставит его забыть о театрализованности действа. О том, как это может быть сделано, — следующий сюжет.
Первые минуты передачи о выдающемся ученом Н.И. Вавилове. Ведущий раскладывает перед учеником Вавилова не- сколько его фотографий: «Как вы считаете, на какой из них ваш учитель наиболее всего похож на себя?». Собеседник молча раскладывает снимки. Почти минуту размышляет. При этом камера крупным планом демонстрирует зрителям изображения на снимках. Наконец приглашенный останавливается на одном из них: «Вот на этом».
«А почему?» Понятно, что такое вступление намного интереснее, нежели традиционные вопросы, так характерные для подобных передач.
Не менее важно, как закончить интервью. В последние минуты интервью с председателем Сибирского отделения Академии наук М.А. Лаврентьевым к нему обратились с неожиданной просьбой: «Михаил Алексеевич, у нас тут слово в кроссворде попалось трудное. Не поможете?». Академик, любитель головоломок (о чем, вне сомнения, знали авторы передачи), охотно соглашается помочь: «Так... Крупный ученый, внесший значительный вклад в развитие теоретической и прикладной математики и механики, выдающийся организатор науки. Десять букв. Начинается на «Л», третья и последняя буквы — «в». Кто это может быть? Постойте-постойте... Так это же Лаврентьев!». Веселый смех академика, ставшего жертвой шутки, добавила еще один положительный штрих к его портрету. Передача закончилась на этой жизнерадостной ноте.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494