4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
Нет, у него не лживый взгляд. Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелец — плут.
Р. Берне
Кое-что из физиогномики
Физиогномика — наука о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характеристики личности. Она облегчает ориентировку в людях, подбор соответствующих ключей к общению, прогноз возможных действия партнеров. В этой связи полезно знать основные физиогномические типы лица.
Продолговатое лицо: прямоугольное, ширина лба примерно равна ширине подбородка. Это так называемый «аристократический» тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, а нередко и о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, им присуща ярко выраженная целеустремленность.
Треугольное лицо: высокий и широкий лоб, выступающие скулы, большой, но короткий нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выдвинутый вперед подбородок. Для обладателя такого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с тем для такого человека характерны хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.
Трапециевидное лицо: широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, как правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен; он не борец. Женщины с таким лицом оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу общения.
Квадратное лицо: человек суровый, мужественный, нередко бессердечный; как правило, тугодум, бывает
191
грубым, настойчивым. Яркая его черта — решительность. Такие люди прямолинейны и откровенны в общении, ими владеет неутолимая жажда успеха. Хорошие исполнители, хотя сами настойчиво стремятся к лидерству. Женщины с таким лицом стремятся доминировать во всем.
Круглое лицо: добродушие, миролюбие, мягкость. Такие люди, как правило, гуманны, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им не чуждо. Высокая переносица, выступающие скулы и «огненные» глаза говорят о целеустремленности; такой тип лица нередок у лидеров и полководцев.
Эти сведения по физиогномике весьма полезны для ориентации в повседневном общении. Такая информация физиогномического характера позволяет на уровне визуального контакта быстро определять внутренние качества партнера. В конечном итоге это может помочь выбрать оптимальную модель поведения для создания положительного имиджа.
Выражение лица
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;
страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга.
Левое полушарие контролирует нашу речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то здесь труднее скрыть эмоции. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Поэтому смотрите на левую сторону лица.
Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.
Глаза
Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, вы должны встречаться глазами около 60—70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который часто отводит глаза (две трети времени общения), редко пользуется доверием.
Если искушенные собеседники способны сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никому не подвласно контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольна расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.
Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите прямо в зрачки своего визави. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его расширяются.
Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом.
Деловой взгляд: ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете соответствующую атмосферу, собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Этим сможете контролировать ход беседы, но, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.
Социальный взгляд: когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для общения на социальном уровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.
Интимный взгляд: спускается от глаз собеседника ниже его подбородка, при тесном общении — до уровня груди, на отдалении — еще ниже.
Взгляд может сопровождаться и сопутствующими ему движениями.
Мы больше смотрим на близких и на тех, кем восхищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины дольше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им.
Люди смотрят друг на друга 30—60 % времени беседы. Если еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.
Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. При дальнейшем общении этот период постепенно уменьшается, причем тем быстрее, чем неприятнее разговор.
Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
Неподвижные глаза, как бы ушедший в себя или, наоборот, в пространство взгляд свидетельствуют о процессе извлечения соответствующего образа из памяти.
В большинстве случаев по непроизвольным движениям глаз можно прочесть мысли собеседника.
Ниже изложены результаты экспериментов с «правшами» (для левшей, а их у нас 10 %, последующие утверждения следует отображать зеркально — левое и правое поменять местами).
На рис. 4.1 показано движение глаз людей, за которыми вели наблюдение
Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и видите движение его глаз влево—вверх (/), то это говорит о погружении человека в какой-то знакомый ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуальных воспоминаниях. Например, если попросить партнера по общению представить свою зубную щетку, то наиболее вероятно именно такое направление взгляда.
Иная ситуация: вы просите своего собеседника представить, что его зубная щетка начала прыгать по комнате. В данном случае направление движения глаз будет вправо—вверх (2), что говорит о конструировании субъектом зрительного образа, не встречавшегося в его прошлом опыте.
Движения глаз в горизонтальном направлении — вправо или влево — говорят об обращении к слуховым образам: если влево (J) — собеседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуковые ассоциации; если вправо (4) — он конструирует новые звуковые сочетания. Например, движение глаз в направлении 3 может быть связано с проигрыванием в уме знакомой мелодии; направление 4 может иметь место в том случае, когда человек пытается представить не известный ему «шум космоса».
В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения — ваш собеседник находится и внутри звукового образа, кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться «встроить» в нее голос певца.
Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом
случае возможен также его «внутренний диалог» с самим собой, в процессе которого взвешиваются аргументы «за» и «против».
Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует о работе кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может представить, как после тяжелого рабочего дня он с удовольствием погружается в теплую ванну.
Губы. Улыбка
Они способны многое сказать о состоянии человека.
Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение и сарказм.
В улыбке, по словам Л. Толстого, есть то, что называют красотой лица.
Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость. Но нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вывеской, маской.
Стоит помнить следующее: когда улыбка натуральная, сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза, приподнимается нижнее веко; если она деланая, улыбаются только губами.
Есть непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. На душе скверно — и улыбка будет страдальческой, если вам хорошо — улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда находит отражение в улыбке.
Люди благодарно воспринимают улыбку, выражающую приветливость или дружелюбие. Улыбающийся человек вызывает расположение окружающих. В жизни, в которой всегда много проблем, с меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают люди, которые умеют улыбаться.
Лечебное свойство улыбки можно считать общепризнанным.
Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо.
Установлено, что, если при плохом настроении заставить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вы-мученностъ этой улыбки, неожиданно почувствуешь облегчение.
А уж если настроение хорошее, то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево — и свое настроение поддерживать и окружающим его дарить.
Голос как источник информации
Если (как говорят дипломаты) язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, то голос выдает их. Нужно только уметь вслушиваться. Опытный специалист по нескольким фразам узнает, откуда вы родом и сколько вам лет. Некоторые способны при этом составить представление о вашем здоровье, характере и темпераменте.
Проголодавшийся говорит тише, но на более высоких нотах. Хотя природа и наградила нас уникальным голосом, окраску ему мы придаем сами.
Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, нежели люди, говорящие монотонно. У людей ожесточившихся и постоянно напряженных недаром появляется «каменное выражение» лица, у них и голос как бы обесцвечивается.
Испытываемые говорящим чувства отражаются прежде всего в тоне голоса, причем вне зависимости от произносимых слов. Легко распознаются обычно гнев и печаль. Нервозность и ревность распознать труднее.
Немало информации дают сила и высота тона голоса. О некоторых чувствах (энтузиазм, радость, недоверие) обычно говорит повышенный тон голоса, как и гнев или страх, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким, приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь обычно свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные погрешности (повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове), люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Затруднения в выборе слов имеют место, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые погрешности (ошибки) в большей степени проявляются, когда собеседник волнуется или пытается нас обмануть.
Перед экзаменом или очень важным разговором вдруг появляется хрипота, пересыхает в горле. Когда волнуетесь, даже родственники могут не узнать вас по телефону.
Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх или стресс парализуют гортань: резонаторы сужаются, голосовые связки напрягаются, голос «садится». Как правило, в состоянии страха люди говорят на повышенных тонах. При хорошем расположении духа резонаторы расширяются, голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия к собеседнику.
Существует и обратная связь. С помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуют шумно вздохнуть, широко открыв рот. Проделав такое упражнение несколько раз, вы почувствуете заметное облегчение. Большое значение имеет количество вдыхаемого воздуха. Когда его много и вы дышите полной грудью, настроение улучшается и тон голоса непроизвольно снижается. Не случайно интимные беседы чаще всего ведут полушепотом.
Во время беседы один из наиболее интересующих нас вопросов — правду ли говорит наш собеседник, не обманывает ли. Внимательный слушатель может по нюансам голоса понять, когда его обманывают. Но не все наблюдательны, а быть обманутым не хочется никому.
И тут на помощь приходят наука и техника. По особенностям голосовых колебаний, поступающих на мембрану телефонной трубки, можно установить эмоциональное состояние говорящего. Меняющиеся на индикаторе цифры показывают, каким словам можно доверять, а каким — нет. Такие телефонные аппараты уже появились в продаже в Англии.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494