logo
Шейнов

4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека

Нет, у него не лживый взгляд. Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелец плут.

Р. Берне

Кое-что из физиогномики

Физиогномика — наука о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характеристи­ки личности. Она облегчает ориентировку в людях, подбор соответствующих ключей к общению, прогноз возможных действия партнеров. В этой связи полезно знать основные физиогномические типы лица.

Продолговатое лицо: прямоугольное, ширина лба примерно равна ширине подбородка. Это так называе­мый «аристократический» тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, а нередко и о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, им присуща ярко выражен­ная целеустремленность.

Треугольное лицо: высокий и широкий лоб, выступа­ющие скулы, большой, но короткий нос, глубоко по­саженные глаза, малый по размеру и слегка выдвину­тый вперед подбородок. Для обладателя такого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с тем для такого человека характерны хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.

Трапециевидное лицо: широкий лоб и слегка сужен­ный (но не скошенный) подбородок. Человек, как пра­вило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен; он не борец. Женщины с таким лицом оптимистич­ны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу общения.

Квадратное лицо: человек суровый, мужественный, нередко бессердечный; как правило, тугодум, бывает

191

грубым, настойчивым. Яркая его черта — решитель­ность. Такие люди прямолинейны и откровенны в об­щении, ими владеет неутолимая жажда успеха. Хоро­шие исполнители, хотя сами настойчиво стремятся к лидерству. Женщины с таким лицом стремятся доми­нировать во всем.

Круглое лицо: добродушие, миролюбие, мягкость. Такие люди, как правило, гуманны, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако че­столюбие им не чуждо. Высокая переносица, высту­пающие скулы и «огненные» глаза говорят о целеуст­ремленности; такой тип лица нередок у лидеров и полководцев.

Эти сведения по физиогномике весьма полезны для ориентации в повседневном общении. Такая информа­ция физиогномического характера позволяет на уров­не визуального контакта быстро определять внутрен­ние качества партнера. В конечном итоге это может помочь выбрать оптимальную модель поведения для создания положительного имиджа.

Выражение лица

Выражение лица — главный показатель чувств. Лег­че всего распознаются положительные эмоции — сча­стье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев, от­вращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следу­ющим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;

страх приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изог­нуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что стороны лица находятся под контролем различ­ных полушарий мозга.

Левое полушарие контролирует нашу речь и интел­лектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управ­ления перекрещиваются: работа левого полушария отра­жается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. Поскольку работа правого полуша­рия мозга отражается на левой половине лица, то здесь труднее скрыть эмоции. Положительные эмоции отража­ются более равномерно на обеих сторонах лица, отрица­тельные эмоции более отчетливо выражены на левой сто­роне. Поэтому смотрите на левую сторону лица.

Однако оба полушария мозга функционируют со­вместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

Глаза

Исследователи утверждают, что Лев Толстой опи­сал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, вы должны встре­чаться глазами около 60—70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который часто отводит глаза (две трети времени общения), ред­ко пользуется доверием.

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никому не подвласно контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольна расширяются или су­жаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки рас­ширяются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите прямо в зрачки своего визави. Этим приемом пользуются опыт­ные предприниматели. К примеру, китайские и турец­кие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и по­лучает желаемое, зрачки его расширяются.

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете соответствующую атмосфе­ру, собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Этим сможете контролировать ход бесе­ды, но, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для об­щения на социальном уровне. Взгляд при этом концен­трируется в треугольнике между глазами и ртом.

Интимный взгляд: спускается от глаз собеседника ниже его подбородка, при тесном общении — до уров­ня груди, на отдалении — еще ниже.

Взгляд может сопровождаться и сопутствующими ему движениями.

Мы больше смотрим на близких и на тех, кем вос­хищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины доль­ше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчи­ны — на тех, кто симпатизирует им.

Люди смотрят друг на друга 30—60 % времени бесе­ды. Если еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжитель­ный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. При дальнейшем общении этот период постепенно уменьшается, при­чем тем быстрее, чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседни­ку, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша оче­редь».

Неподвижные глаза, как бы ушедший в себя или, наоборот, в пространство взгляд свидетельствуют о процессе извлечения соответствующего образа из па­мяти.

В большинстве случаев по непроизвольным движе­ниям глаз можно прочесть мысли собеседника.

Ниже изложены результаты экспериментов с «прав­шами» (для левшей, а их у нас 10 %, последующие утверждения следует отображать зеркально — левое и правое поменять местами).

На рис. 4.1 показано движение глаз людей, за кото­рыми вели наблюдение

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите движение его глаз влево—вверх (/), то это говорит о погружении человека в какой-то знакомый ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуаль­ных воспоминаниях. Например, если попросить парт­нера по общению представить свою зубную щетку, то наиболее вероятно именно такое направление взгляда.

Иная ситуация: вы просите своего собеседника пред­ставить, что его зубная щетка начала прыгать по ком­нате. В данном случае направление движения глаз бу­дет вправо—вверх (2), что говорит о конструировании субъектом зрительного образа, не встречавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении — вправо или влево — говорят об обращении к слуховым образам: если влево (J) — собеседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуковые ассоциации; если вправо (4) — он конструирует новые звуковые сочета­ния. Например, движение глаз в направлении 3 может быть связано с проигрыванием в уме знакомой мело­дии; направление 4 может иметь место в том случае, когда человек пытается представить не известный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения — ваш собеседник находится и внутри звуково­го образа, кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться «встроить» в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом

случае возможен также его «внутренний диалог» с са­мим собой, в процессе которого взвешиваются аргу­менты «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует о работе кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну.

Губы. Улыбка

Они способны многое сказать о состоянии челове­ка.

Плотно сжатые губы означают глубокую задумчи­вость, изогнутые — сомнение и сарказм.

В улыбке, по словам Л. Толстого, есть то, что назы­вают красотой лица.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, по­требность в одобрении, открытость. Но нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потреб­ности в одобрении или уничижительности перед на­чальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вывеской, маской.

Стоит помнить следующее: когда улыбка натураль­ная, сокращается нижняя часть круговой мышцы гла­за, приподнимается нижнее веко; если она деланая, улыбаются только губами.

Есть непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. На душе скверно — и улыбка будет страдальческой, если вам хорошо — улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда находит отражение в улыбке.

Люди благодарно воспринимают улыбку, выража­ющую приветливость или дружелюбие. Улыбающийся человек вызывает расположение окружающих. В жиз­ни, в которой всегда много проблем, с меньшими ду­шевными и физическими потерями их преодолевают люди, которые умеют улыбаться.

Лечебное свойство улыбки можно считать общеприз­нанным.

Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо.

Установлено, что, если при плохом настроении заста­вить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вы-мученностъ этой улыбки, неожиданно почувствуешь об­легчение.

А уж если настроение хорошее, то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево и свое настро­ение поддерживать и окружающим его дарить.

Голос как источник информации

Если (как говорят дипломаты) язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, то голос выдает их. Нуж­но только уметь вслушиваться. Опытный специалист по нескольким фразам узнает, откуда вы родом и сколь­ко вам лет. Некоторые способны при этом составить представление о вашем здоровье, характере и темпера­менте.

Проголодавшийся говорит тише, но на более высо­ких нотах. Хотя природа и наградила нас уникальным голосом, окраску ему мы придаем сами.

Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компе­тентнее и гораздо приятнее, нежели люди, говорящие монотонно. У людей ожесточившихся и постоянно на­пряженных недаром появляется «каменное выражение» лица, у них и голос как бы обесцвечивается.

Испытываемые говорящим чувства отражаются преж­де всего в тоне голоса, причем вне зависимости от про­износимых слов. Легко распознаются обычно гнев и печаль. Нервозность и ревность распознать труднее.

Немало информации дают сила и высота тона голо­са. О некоторых чувствах (энтузиазм, радость, недове­рие) обычно говорит повышенный тон голоса, как и гнев или страх, но в более широком диапазоне тональ­ности, силы и высоты звуков. Такие чувства как пе­чаль, горе и усталость, обычно передаются мягким, приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь обычно сви­детельствует об угнетенном состоянии, горе, высоко­мерии или усталости.

Допуская в речи незначительные погрешности (по­вторяя слова, неуверенно или неправильно их выби­рая, обрывая фразы на полуслове), люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. За­труднения в выборе слов имеют место, когда говоря­щий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обыч­но речевые погрешности (ошибки) в большей степени проявляются, когда собеседник волнуется или пыта­ется нас обмануть.

Перед экзаменом или очень важным разговором вдруг появляется хрипота, пересыхает в горле. Когда волнуетесь, даже родственники могут не узнать вас по телефону.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их со­стояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх или стресс парализуют гортань: резонаторы сужаются, го­лосовые связки напрягаются, голос «садится». Как пра­вило, в состоянии страха люди говорят на повышен­ных тонах. При хорошем расположении духа резонаторы расширяются, голос становится глубже и богаче от­тенками. Он действует на других успокаивающе и вну­шает больше доверия к собеседнику.

Существует и обратная связь. С помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомен­дуют шумно вздохнуть, широко открыв рот. Проделав такое упражнение несколько раз, вы почувствуете за­метное облегчение. Большое значение имеет количе­ство вдыхаемого воздуха. Когда его много и вы дышите полной грудью, настроение улучшается и тон голоса непроизвольно снижается. Не случайно интимные бе­седы чаще всего ведут полушепотом.

Во время беседы один из наиболее интересующих нас вопросов — правду ли говорит наш собеседник, не об­манывает ли. Внимательный слушатель может по нюан­сам голоса понять, когда его обманывают. Но не все наблюдательны, а быть обманутым не хочется никому.

И тут на помощь приходят наука и техника. По осо­бенностям голосовых колебаний, поступающих на мем­брану телефонной трубки, можно установить эмо­циональное состояние говорящего. Меняющиеся на индикаторе цифры показывают, каким словам можно доверять, а каким — нет. Такие телефонные аппараты уже появились в продаже в Англии.