logo
Шейнов

7.2. Техника выступления

Прежде чем начать...

Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие его . речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза-, до-щ статочная по крайней мере для установления полной ти­шины. Для большей выразительности паузы можно при­стально смотреть на людей, которые еще не успокоились.

Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям.

Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуй­ста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».

Вступление

Основная задача. «Почти во всех делах самое труд­ное — начало». Эти слова принадлежат Ж.Ж. Руссо.

От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом за­висит его успех.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Пе­ред оратором стоит важная психологическая задача — настроить слушателей на восприятие того, что они услышат.

Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно долж­но быть кратким.

Одних слушателей интересует сама тема выступле­ния, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других просто обязали быть на этом ме­роприятии, так что они пришли не слушать и предпо­читают заниматься посторонними делами (читать, бол­тать, разгадывать кроссворды и т.п.).

Оратору необходимо завоевать внимание всей ауди­тории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому осо­бое внимание следует уделить началу речи, первым фразам.

Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют на­чинать с интересного примера, пословицы и поговор­ки, крылатого выражения, юмористического замеча­ния, хлесткой цитаты.

Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о ка­ких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слуша­телей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активный умственный процесс.

Основная часть речи

Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемое должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями.

При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращен­ный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь в отведенное вам время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулиро­вать и довести до слушателей свои выводы.

Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать с помощью диаграмм, таблиц и графиков. Обязательным атрибутом демонстрации является указка.

Но в устном выступлении объем цифрового матери­ала должен быть ограниченным: цифры утомляют слу­шателей, как правило. Однако выводы из цифровых Данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели ^прямое отношение к стержневой идее.

Чтобы слушатели не сомневались в точности приво­димых цифр, рекомендуется иногда «подглядывать» в текст, даже если вы помните их наизусть.

Речевые инструменты. Не рекомендуется исполь­зовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) малоизвестные слова и сложные словосочетания. Для точной передачи главной идеи используйте всем по­нятные слова и термины. Избегайте напыщенных фраз. Эффективным речевым инструментом являются шут­ки. Однако лишь хорошие и сказанные «к месту». Не­удачная шутка, не всем пришедшаяся по вкусу, вре­дит самому оратору.

При продолжительном выступлении шутки снима­ют усталость у слушателей, дают импульс для даль­нейшей работы.

Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого, удачно вставленная шутка помогает подчерк­нуть стержневую идею речи.

Однако и в отношении юмора необходимо знать меру, чтобы вас не сочли легкомысленным человеком. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеет­ся их изрядный и постоянно пополняемый запас. Начинающим ораторам советуем следующее: 1) хорошо запомните точный ее текст, чтобы не исказить при выступлении; 2) говорите с самым серь­езным видом: контраст между формой изложения и содержанием будет вашим союзником (блестящим рас­сказчиком шуток, анекдотов был Юрий Никулин); 3) сделайте небольшую паузу, перед тем как произне­сти ключевые слова шутки, чтобы усилить впечатле­ние, и паузу после ее произнесения. А теперь о пяти «не»:

Не анонсируйте шутку, так как теряется элемент ее внезапности.

Не зачитывайте ее.

Не объясняйте суть шутки и не извиняйтесь за нее.

Не используйте непринятую терминологию, жар­гона, не рассказывайте сомнительных историй.

Не расстраивайтесь, если не услышите смеха. Воз­можно, слушатели все же получили удовольствие от вашей шутки, а это и было вашей целью.

Шутки смягчают напряжение, особенно в острых дебатах.

«Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к вла­сти, то повесите меня», сказал однажды Аденауэр из­вестному коммунисту. Тот на это: «Конечно, господин кан­цлер, но со всем почтением».

Министру иностранных дел Германии Геншеру плохо давался английский язык. Вынужденный выступать на этом языке, он начал так: «У меня с английским, как с женой, люблю, но не владею». Слушатели наградили его аплодисментами.

Важным средством донесения до слушателей основ­ной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменного текста, где повторения счи­тают признаком бедности словарного запаса, в вы­ступлении они психологически оправданны. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит за­блуждаться, что важная мысль, произнесенная однаж­ды, сразу дойдет до сознания слушателей.

Еще Чингисхан говорил: «Если хочешь, чтобы твою мысль запомнили, — не уставай ее повторять».

У Платона есть интересное суждение: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить весь предмет».

Мысль, запечатлевшаяся в памяти, ценнее пятиде­сяти, которые пронеслись в голове, не оставив следа. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем вот­кнуть дюжину канцелярских кнопок, которые отвалят­ся через час.

Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Происходит это в соот­ветствии с притчей, приписываемой выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту. В ней го­ворится, как мы воспринимаем новые идеи: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть...», нако­нец — «Кто же этого не знал?!».

Наглядные пособия. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — в справедливости этого утверждения не сомневается никто. Как считают психологи, че­ловек запоминает в среднем 10 % из того, что слы­шит, и 50 % того, что видит.

Диаграммы, рисунки, схемы, графики, служащие для наглядности излагаемого материала, являются, кроме того, и своего рода «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиться с мысли.

Однако плохо подготовленные пособия будут толь­ко раздражать слушателей. Да и сам выступающий бу­дет испытывать затруднения, если, например, плакат написан мелким шрифтом.

В больших аудиториях предпочтительна демонстра­ция слайдов. Цветные, качественно исполненные слай­ды значительно помогают восприятию излагаемого, ос­тавляя благоприятное впечатление от всего выступления.

Заключительная часть

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, а глав­ное — достижению его цели.

В заключении имеет смысл повторить свою стерж­невую идею и, кроме того, вновь вернуться к краткому изложению моментов, вызвавших наибольший инте­рес слушателей. Закончить выступление можно и ка­ким-либо решительным заявлением.

В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминаются начало и конец сообщения. По-эгому и рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наибо­лее важные ее положения. В заключении подводится итог сказанному, делаются выводы, формулируются конкретные задачи.

Очень важны последние слова. Продумывая заклю­чительную часть речи, особенно тщательно поработайте над ними. Это окупится сторицей. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект, результа­тивность выступления.

Неплохо, если это уместно, закончить выступление на юмористической ноте, так как это оставляет аудиторию в хорошем настроении и создает благоприятное впечатление от выступления в целом. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их из­рядный запас. Профессиональные ораторы имеют его и постоянно пополняют.

Антураж

Одежда. Для выступающего это один из факторов, определяющих его успех. Она не должна сковывать до­кладчика, мешать непринужденности изложения.

Не следует одеваться чересчур изысканно. Убедитесь, что ваш пиджак, даже будучи застегнутым, допускает свободу движений.

Надеть лучше тот костюм, к которому вы уже при­выкли. Нередко, несмотря на обычную комнатную тем­пературу, докладчику бывает жарковато. Не одевайтесь слишком тепло, чтобы не потеть не только в перенос­ном, но и в прямом смысле.

Во время выступления не поправляйте и не одерги­вайте одежду: этим вы лишь привлечете внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагае­мого вами.

Невербальная связь с аудиторией. Кое-что о руках. Если есть кафедра, можно положить руки на нее, од­нако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь, как бы готовясь к прыжку.

Определите с помощью зеркала, как вам лучше дер­жать руки, чтобы выглядеть естественно. Неопытным ораторам советуем их просто опустить вдоль тела.

Не держите руки в карманах. Не стоит также скре­щивать руки на груди. Негативный смысл этих жестов описан нами ранее.

Выберите подходящую позу. Не покачивайтесь взад-вперед, не шаркайте ногами и не топчитесь, это лишь отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей являет­ся поза, при которой вес тела равномерно распреде­лен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звуча­ние голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно.

Публичное выступление, говорил Цицерон, тре­бует постоянного контроля за своими телодвиже­ниями.

Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно.

Необходимо избавиться от повторяющихся бессоз­нательных движений — не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать у слушателей раздражение, подобно беспрес­танному повторению слов-паразитов.

Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на ле­вую часть аудитории и меньше обращают внимания на сидящих справа, уделяя основное внимание цент­ру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудито­рии, при этом нетрудно выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обыч­но удается восстановить полный контроль над ауди­торией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче.

Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это по­могает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого им интереса. Но слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у того неприятное ощу­щение.

Опытный оратор как бы показывает каждому слу­шателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на од­ного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3—5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с означенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них.

Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.