4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
От плохого начала и конец бывает плохой.
Еврипид
Впечатление и мнение
«Встречают по одежке» — это вековая народная мудрость. Она же утверждает, что «провожают по уму». Естественно, возникает вопрос, насколько первое впечатление влияет на последующее восприятие человека. Способствует или препятствует раскрытию истинных свойств человека?
Эксперименты показали, что наполовину устойчивое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения.
Анализ бесед при приеме на работу подтверждает и дополняет этот вывод. Установлено: как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3—4 минут общения.
После этого вопросы задают в зависимости от сложившегося мнения: при положительном мнении — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — как говорят, «на засыпку». То есть ведущие беседу фактически выстраивают ее так, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами.
Все это свидетельствует о большой важности первого впечатления. Поэтому важно проследить, какие факторы влияют на создаваемое впечатление, отделить положительные от негативных, истинные от ложных.
О чем говорят факты
Внешняя привлекательность. Степень привлекательности во многом предопределяет отношение к человеку.
Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто был «объявлен» некрасивым. Кроме того, мужчины оценили «красивых» мужчин и женщин, фотографии которых им показывали, как более расположенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним.
Ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках, не только когда объектом их оказывается сама личность, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека или тот или иной его отдельный поступок.
Есть факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли.
Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других — портрет «дурнушки». Оценки были более высокими, когда считали, что очерк написала красивая женщина.
А вот другой пример.
Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Они должны были высказать свое отношение к каждому из них и к их поведению. Студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.
Привилегированное положение красивых осознают уже четырехлетние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: если будешь красивым, то «тебя все будут любить и не обижать». Дети обоего пола от 2-х лет 9-ти месяцев до 6-ти лет 1-го месяца значительно чаще вызывали на экран, демонстрирующий результаты эксперимента, изображение красивого сверстника.
В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте. Группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, когда проступок совершил некрасивый человек, ему же приписывали больше негативных свойств. К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, судя по этому эксперименту, ведет к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность в большинстве случаев не в лучшую сторону.
Ограничимся приведенными примерами. Здесь важно подчеркнуть другое: психология знает множество фактов, доказывающих, что «эффект красоты» носит предварительный характер. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия с ним, реальной ценностью в их глазах его дел.
Телосложение. Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им впечатление.
Видя полного, с округлыми формами мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.
О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.
О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.
Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, испытуемые называли и их возраст. При этом полного мужчину они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.
Взгляд. Характерное для человека выражение лица — угрюмое или радостное, злое или доброе — воздействует на наше впечатление. Это, без сомнения, ясно каждому. А вот как взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, известно меньше.
Новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел. Другой же, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. В итоге студенты первой группы оценили лектора как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.
Другой эксперимент.
Студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала по просьбе экспериментатора на одну группу студентов постоянно обращала свой взор, а на другую группу студентов, сидевших в аудитории, внимания не обращала. Слушатели из первой группы дали ей, как человеку, более положительные оценки, чем студенты второй группы.
Выявленное в приведенных примерах влияние рассматриваемого фактора на формирование первого впечатления о человеке — это следствие сложившегося у людей из их опыта представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, а, с другой стороны, если он задерживает на них свой взор, значит, они ему чем-либо интересны.
Поза. На формирующееся впечатление о человеке может влиять, как показывают исследования, принятая им поза.
В одном эксперименте людей, выступавших в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговоров с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились наблюдателям больше, чем во втором. Кроме того, им особенно импонировали женщины, сидевшие в спокойной позе, с непере-крещенными руками и ногами.
Другие исследования в еще большей степени подтвердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем, они раскрыли и роль позы в передаче истинного состояния человека. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди обычно лучше владеют своим лицом при выражении переживаемых ими чувств. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает истинное состояние человека, его действительное отношение к нам.
Речь и голос. Насколько значима для формирования впечатления о человеке его пантомимика, настолько же важны особенности его речи и голоса. Тон голоса — низкий или высокий, и у мужчин, и у женщин, — вызывает у слушающих их впервые лиц совершенно разные представления относительно личностных качеств говорящих.
Выдающиеся политики показывают, что голос — один из факторов преуспевания.
Все знают, что Маргарет Тэтчер называли «железной леди». Но не все знают, за что она получила такой эпитет. Оказывается, не за характер, хотя и он соответствует этому определению. А за «металлический» голос, которым она обладала от природы. Он мешал адекватному восприятию ее, и Тэтчер пошла на операцию (довольно рискованную) голосовых связок, чтобы сделать свой голос более соответствующим женскому полу.
Однако мужчинам «железный» голос вовсе не мешает, а, скорее, помогает производить нужное впечатление.
Пример генерала Лебедя— тому свидетельство. Впервые слышавшие сразу наделяли Александра Ивановича волевыми качествами. А афористичная речь еще более укрепляла первое впечатление. В данном случае голос, речь, характер и пол созвучны друг другу.
Понятно, что столь яркие личности только подкрепляют распространенное мнение (не всегда, впрочем, справедливое), что по голосу можно узнать о человеке все.
Напряженность в голосе женщины обычно не ведет к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчины, как правило, заставляет людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.п.
Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было воспринято как серьезный недостаток, а у вторых — как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Эти факты указывают на более снисходительное отношение общества к речи женщин и более требовательное к речи мужчин.
Этому соответствует и такое обстоятельство: женщины не придают большого значения своим словам, несравненно большее значения они придают словам мужчин.
Люди, которые хорошо определяют состояние других людей по оттенкам их речи и голоса, обычно хорошо передают речью и голосом собственные эмоции.
Одежда. Особенности внешнего облика человека также оказывают воздействие на складывающееся у нас впечатление о нем. Фактов, подкрепляющих это утверждение, предостаточно. Так, проведено много экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых (уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения) в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения (если это была женщина).
Когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме (в обычном или в спортивном, в рабочем комбинезоне или в духовном одеянии, либо в военной форме), испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли также те его качества, которые явно предопределял костюм. Например, человеку в военной форме обычно приписывали такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость,человеку в обычном костюме — внутреннюю раскованность, открытость по отношению к другим людям, свободу в проявлении чувств.
Прическа. Длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысль о спортивных занятиях ее носителя, стрижка «под ноль» — о сборах в армию или о недавнем пребывании в местах заключения. Стрижка «под бандита» позволяет причислять ее обладателя к «братве».
Очки. Оказывается, и отдельные частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.
Английский психолог Э. Холл показывал в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без очков, а в других группах — те же лица в очках. В очках люди казались испытуемым более умными и прилежными, чем без очков. Вместе с тем, наличие очков или их отсутствие никак не отразилось на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости и о чувстве юмора воспринимаемых ими людей.
Этот фактор учитывается в деловом мире. Многие носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы производить лучшее впечатление.
Другое дело — очки с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаза собеседника и потому раздражают. В результате человека, не снимающего очки на время разговора, наделяют всевозможными отрицательными качествами: невоспитанностью, скрытностью, лживостью.
Косметика. Использование женщиной косметики сверх меры считается, как правило, признаком дурного вкуса, неодухотворенностью, интеллектуальной недалекостью, а также чрезмерным желанием обратить на себя внимание мужчин.
В деловом мире в соответствующих стандартах для работающих женщин принято: минимум декоративной косметики, максимум — профилактической, на время, когда женщина принадлежит самой себе.
Внешние факторы, влияющие на формирование впечатления
Последовательность получения сведений. Установлено, что на мнение о личности впервые воспринимаемого человека влияет последовательность, в какой люди получают знания о различных сторонах его личности.
Значение последнего обстоятельства убедительно доказано А. Лачинсом. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке, он давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения.
Описания, предложенные первой группе, характеризовали человека как экстраверта, то есть человека, интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интроверта, то есть личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями.
Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла сначала подумать об этом человеке, что он интроверт, а затем — что экстраверт.
После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определял характер предсказания ими типа его поведения (как экстраверта или интроверта) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой.
Таким образом, это еще одна демонстрация действенности «эффекта порядка», о котором мы вели речь в параграфе 4.5.
Дистанция общения. В ряде работ при выяснении факторов, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении расстояния между общающимися.
Установлен факт: для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) характерна дистанция, которая должна отделять его от другого, мало знакомого ему, чтобы общение не вызывало раздражения. Зависит это расстояние от роста людей, их пола, психологического состояния, намерений относительно человека, о котором формируется мнение.
Женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины — большую. Это связано с тем, что для женщин более значим сам процесс общения, а для мужчин — результат общения. Кроме того, женщины проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи.
Интроверты чувствуют себя комфортнее на большем удалении от собеседника, нежели экстраверты, любящие общение. По обычно выбираемому собеседником расстоянию для разговора можно получить представление, кто он: экстраверт или интроверт. С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить и отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться подальше.
Фон непосредственного восприятия. Исследователи проблемы формирования первого впечатления подчеркивают роль социального фона, на котором этот человек воспринимается.
Много ли людей около оцениваемого человека, какие они, каковы их облик и поведение — все это влияет на то, какие особенности в его внешнем облике мы отметим и как их оценим.
На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо привлечет к себе внимание наблюдателя. Рядом с работающими людьми томящийся от безделья человек также «бросается в глаза». На фоне злых и кажущихся человеку несправедливых реплик чье-то доброе, произнесенное в его защиту слово не только воспринимается человеком с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего это с симпатией.
Когда во время какого-либо происшествия почти все свидетели этого происшествия пребывают в растерянности и среди них оказывается человек, который проявляет решительность, мы не только более выпукло видим его достоинства, но и максимально высоко оцениваем его личность.
«Фактор сопровождения». Был проведен такой эксперимент. Мужчину с обыкновенной наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую группу его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая.
Это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковую оценку мужчины и отношение к нему. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него.
Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо другого пола. Если же они одного пола, то внешняя привлекательность сопровождающего играет отрицательную роль в восприятии оцениваемой личности.
В деловом мире эти обстоятельства имеют непосредственное отражение: секретаршей, переводчиков для руководителей-мужчин стараются выбирать из числа наиболее привлекательных женщин. Мужчина-переводчик в этом случае имеет большие шансы при внешности, менее привлекательной, чем у руководителя.
Обсуждая подобные нюансы мы, тем не менее, никогда не должны забывать о роли профессионализма в работе.
Внешний фон. Одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойней позе и со спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другая группа испытуемых, уравненная по всем параметрам с первой, тоже высказывалась об этом человеке. Но теперь в той же позе и с тем же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (составленной с учетом возраста, пола и образования, как и первые две) того же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того внешнего фона, на котором он был «подан» испытуемым в первых двух случаях.
В результате человеку были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно помог фон, на котором он воспринимался. Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же фоном были садящиеся в автобус пассажиры, отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек был наедине с собой, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали о его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях внешнего облика и не называли черты, которые были отмечены предыдущими группами.
«Внутренние» факторы
Личность и поведение оценивающего человека. Выявлено влияние поведения человека по отношению к другим людям на их оценку.
В поставленном Штрайклендом эксперименте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одно и то же задание с одинаковым успехом. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почти все ответили, что первый.
Проецирование. В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.
Так, в исследовании Фешбаха и Сингера испытуемых студентов в двух группах подвергали несильным электроударам (в разной степени в каждой из групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составлявшим контрольную группу, демонстрировали кинофильм, в котором фигурировал некий человек. Все они должны были дать оценку личности этого человека. В результате подвергавшиеся воздействию током испытуемые оценивали его как более боязливого, испуганного, чем испытуемые, входившие в контрольную группу. И чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику.
Приписывание своего состояния другому человеку было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп испытуемых изображала сценки, где преобладало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, оценивали не знакомых им ранее лиц. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние обусловило то, что первая группа отмечала в незнакомом человеке злобность, агрессивность. Другая группа эти черты у тех же людей не фиксировала.
Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип «проекции» в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.
Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали эти черты у человека, предложенного им для оценки, значительно выше, чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.
Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или состояния другим людям особенно сильно выражена у индивидуумов, отличающихся малой самокритичностью.
По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей неавторитарного (демократического) типа.
В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобранные вопросы.
Представители авторитарного типа, говоря о возможных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали.
Уверенность оценивающего. Исследователи проблемы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям.
Боссом и Маслоу выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, неуверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и нерасположенных к
окружающим.
Влияние установок. Отступая от сугубо научного изложения, сошлемся на такого знатока человеческих душ, как Расул Гамзатов. Его стихи дают ответ на вынесенное в заголовок утверждение.
«Вон человек, что скажешь ты о нем ?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю ?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого ?»
Комментарии, думается, излишни.
4.7. САМОПРОВЕРКА: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ «ЧИТАТЬ» СОБЕСЕДНИКА
Умение вести разговор — это талант.
Стендаль
Кроссворд
По вертикали:
1. Лучше всего воспринимается наиболее... приветствие.
2. Какой вариант (первый или второй) вы предпочтете, если собеседник вмешивается в ваш рассказ: 1) «Сначала выслушай, а потом критикуй!»; 2) «Давай дадим друг другу по 5 минут, выслушаем, а потом обсудим»?
3. Утверждение в форме вопроса — вот смысл вопроса, называемого...
4. Позиция в общении, характеризующаяся тем, что человек, ее занявший, учит, требует, оценивает, покровительствует.
5. Вопрос, на который предполагается односложный ответ («да» или «нет»), называется...
6.Убеждая, исключите... аргументы
7. Отношения «Родитель»—«Родитель».
8. Отношения «Дитя»—«Дитя».
10. Позиция в общении, характеризующаяся преобладанием эмоций или беспомощности.
12. Внешняя привлекательность помощника... имидж руководителя, если они одного пола.
13. Возражая оппоненту, нужно начинать с того, в чем вы...
14. Небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе.
15. Наиболее убедительный порядок аргументов указывается правилом...
17. Деловому человеку не стоит экспериментировать со своей внешностью после... лет.
19. «Гормоны удовольствия».
20. Понижает или повышает курение интенсивность деловой встречи?
22. Результат использования слов, терминов, непонятных собеседнику: достижение вами преимущества или раздражение партнера?
24. Чтобы встреча не затянулась, руководитель может установить температуру... комфортной.
25. Сильная освещенность в помещении... продолжительность деловой встречи.
28. Отношения «Родитель»—«Дитя».
По горизонтали:
1. Внешняя привлекательность переводчика как бы... имидж
руководителя, если они разного пола.
9. В преддверии деловой встречи неплохой темой может быть...
11. Тип собеседника, часто оперирующего словами, связанными с тяжестью—легкостью, теплом—холодом.
12. Прозорливый руководитель не разрешает подчиненным обращаться к нему с вопросами, не имея...
16. Человек, преимущественно ориентированный на свой внутренний мир.
18. Комплименты подчиненным следует говорить...
21. При слове «нет» выделяется...
23. Наличие настенных часов в комнате переговоров... продолжительность встречи.
26. Как большинство людей воспринимают привычку говорить «о'кей» в беседе русскоязычных партнеров?
27. Вопрос, имеющий целью задать направление разговору, называется...
29. Тип собеседника, часто оперирующего зрительными ассоциациями, — это...
30. Тип собеседника, предпочитающего сравнения слухового ряда.
31. Человек, преимущественно ориентированный на окружающих.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494