logo
Шейнов

Глава 7.

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЛОВУЮ СРЕДУ

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

7.1. ЕСЛИ ВАМ ПРЕДСТОИТ ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ...

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Цицерон

Сколько времени и как готовиться

О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, больше, чем «зубрам».

Многие люди грешат тем, что посвящают мало вре­мени подготовке своей речи. К таким, в частности, относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».

Есть важная закономерность: чем короче выступле­ние, тем большего времени оно требует для его подго­товки.

Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3—7 минут необходимо в чем-либо убедить аудиторию. Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.

Опытные ораторы хорошо знают о сложности вы­ступления, когда на него отпущено мало времени. Од­ного из них спросили, сколько он готовится к выступ­лению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут — неделю, если двадцать — два дня, а если два часа — готов выступить хоть сейчас».

Знание предмета и план выступления. В военном деле, как известно, для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосход­ство в силе над противником.

Аналогичное положение и при публичном выступ­лении. Оратор должен намного больше слушателей знать о предмете своей речи. Конечно, далеко не все высту­пающие, особенно по социальным проблемам, отве­чают этому условию. Поэтому и убедительность боль­шинства из них оставляет желать лучшего.

Глубокое изучение, знание предмета выступления обязательны для оратора, уважающего и себя, и своих слушателей.

Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, тот ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.

Интересная, захватывающая речь — это прежде все­го результат ее тщательного планирования.

Писать ли текст речи до выступления. Античные теоретики риторики считали предварительное написа­ние речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь с помощью писания можно до­стигнуть легкости речи», — утверждал римский ора­тор Квинтилиан.

Поддавшись вдохновению, вы можете упустить суще­ственное и даже важнейшее.

Написание речи — действительно прекрасная шко­ла. Прежде всего — школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убе­дительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает.

Вообще говоря, надеяться, что с первого раза по­падешь «в десятку», точно выразишь свою мысль, — излишняя самонадеянность. Великие писатели это по­нимали и подолгу работали над каждой фразой. На­пример, Лев Толстой по десять и более раз переделы­вал свои произведения.

Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава — в руках труда». Это мнение чело­века, которому можно верить, ибо слова эти принадле­жат гениальному человеку — живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.

Слабые стороны написанного видны уже на следу­ющий день. Еще можно все исправить.

Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка .тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно.

Обязательное условие — фиксирование ключевых слов. Автор говорит это исходя из своего опыта. Ис­пользование их нередко сокращает, а главное — улуч­шает изложение.

Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, не­обходимые цифры, цитаты надо записывать.

Содержание речи

Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные ри­торы. Именно с «изобретения мыслей» начинается под­готовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».

Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.

Цель оратора — воздействовать на сознание слуша­телей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует о том, что ин­тересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слу­шателей.

Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.

Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.

А вот основных идей в речи может быть несколько.

Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на дру­гое в процессе выступления может непоправимо ис­портить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить жела­ющим ознакомиться с ними после доклада.

Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить неболь­шую часть дела, чем сделать плохо в десять раз боль­шее».

Можно предварительно определить объем речи. Ска­жем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.

Репетиция

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невоз­можно не понять.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная за­пись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после ре­петиции. Известные ораторы посвящали много време­ни подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними за­готовками.

Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живо­го контакта между ними и оратором. К тому же зачи­тывание речи у многих ассоциируется с недостаточ­ным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.

В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и циф­ровой материал.

Цитаты и цифры представляют собой сгустки ин­формации и являются сильнейшими аргументами. Ма­лейшая неточность может повлиять на смысл изла­гаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к суще­ственным искажениям информации. Нечестные орато­ры пользуются этим преднамеренно, прием этот на­зывают «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступ­ления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный мате­риал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возмож­ность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.