Глава 7.
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЛОВУЮ СРЕДУ
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.
Восточная мудрость
7.1. ЕСЛИ ВАМ ПРЕДСТОИТ ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ...
Поэтами рождаются. Ораторами становятся.
Цицерон
Сколько времени и как готовиться
О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, больше, чем «зубрам».
Многие люди грешат тем, что посвящают мало времени подготовке своей речи. К таким, в частности, относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».
Есть важная закономерность: чем короче выступление, тем большего времени оно требует для его подготовки.
Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3—7 минут необходимо в чем-либо убедить аудиторию. Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.
Опытные ораторы хорошо знают о сложности выступления, когда на него отпущено мало времени. Одного из них спросили, сколько он готовится к выступлению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут — неделю, если двадцать — два дня, а если два часа — готов выступить хоть сейчас».
Знание предмета и план выступления. В военном деле, как известно, для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосходство в силе над противником.
Аналогичное положение и при публичном выступлении. Оратор должен намного больше слушателей знать о предмете своей речи. Конечно, далеко не все выступающие, особенно по социальным проблемам, отвечают этому условию. Поэтому и убедительность большинства из них оставляет желать лучшего.
Глубокое изучение, знание предмета выступления обязательны для оратора, уважающего и себя, и своих слушателей.
Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, тот ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.
Интересная, захватывающая речь — это прежде всего результат ее тщательного планирования.
Писать ли текст речи до выступления. Античные теоретики риторики считали предварительное написание речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи», — утверждал римский оратор Квинтилиан.
Поддавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.
Написание речи — действительно прекрасная школа. Прежде всего — школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убедительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает.
Вообще говоря, надеяться, что с первого раза попадешь «в десятку», точно выразишь свою мысль, — излишняя самонадеянность. Великие писатели это понимали и подолгу работали над каждой фразой. Например, Лев Толстой по десять и более раз переделывал свои произведения.
Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава — в руках труда». Это мнение человека, которому можно верить, ибо слова эти принадлежат гениальному человеку — живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.
Слабые стороны написанного видны уже на следующий день. Еще можно все исправить.
Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка .тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно.
Обязательное условие — фиксирование ключевых слов. Автор говорит это исходя из своего опыта. Использование их нередко сокращает, а главное — улучшает изложение.
Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, необходимые цифры, цитаты надо записывать.
Содержание речи
Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».
Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.
Цель оратора — воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует о том, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.
Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.
Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.
А вот основных идей в речи может быть несколько.
Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада.
Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз большее».
Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
Репетиция
Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невозможно не понять.
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними заготовками.
Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.
В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».
Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал.
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильнейшими аргументами. Малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494