2.8. Манипуляции в школе
У детей одна забота — выискивать слабое место у своих наставников. Стоит детям его обнаружить, как они берут верх над взрослыми.
Ж. Ламбрюйер
Учащиеся манипулируют учителями
Диапазон манипуляций. Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто используемые учащимися манипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра различных способов, от классических до «новомодных» — ложных сообщений о заложенной бомбе.
Манипуляция «Птица в классе». Здесь может быть и не птица, а какое-нибудь другое юркое животное.
Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя невозможно. Поймать птицу нелегко, ребята в этом и не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.
Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Приманкой — любовь детей к живности и их эмоциональная реакция на нее.
Пассивная защита тут невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики страдали сами, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит:
— Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать самостоятельную письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами. Если птица останется в классе, будем писать. Если улетит или поймаете, двинемся дальше по программе.
Когда он вернется, птицы в классе уже не будет. Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипуляторов направлении.
Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из таких ситуаций, и немало уроков было сорвано с помощью подобных манипуляций.
В класс, скажем, приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадается открыть дверь и изгнать мышь за пределы класса, пройдет пол-урока.
«Довести учителя». Манипуляция юных иезуитов.
Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, мешающие вести урок (например, катает ногой по полу граненый карандаш или мычит, не разжимая рта). Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов «срывается».
Манипуляция направлена против учителей, не обладающих выдержкой. Их вспыльчивость и является мишенью воздействия.
Манипуляция «Вызывающее поведение». Цель манипулятора — нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой авторитет среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.
Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Делает замечание. Класс замер: что предпримет учитель?
Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель того будет достигнута. Мишенью воздействия в этой манипуляции является предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Приманкой — обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе.
Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая.
Учитель обращается к нарушителю:
— Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской ?
— А что, это идея!
Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учителю задают вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель так интересно рассказывает, что класс отвлекается от лежащего у доски.
Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «оригинале» на полу все уже забыли.
Почувствовав себя в глупом положении, «оригинал» просит разрешения сесть. И никаких выходок больше.
Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции стала любознательность учащихся. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно, и симпатию. Но ведь именно их-то и добивался нарушитель дисциплины. Учитель был более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Больше этот ученик учителю никогда не мешал вести уроки.
«Толстокожий». Некий ученик _не хочет сидеть на уроках одной учительницы. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.
Уже с начала урока начинает «доводить» ее. Она делает ему замечание, другое, третье. Поскольку до него «не
доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, но он, «толстокожий», не реагирует. Наращивая силу конфликтогенов, учительница постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления»— и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки: всплывет то, что она оскорбляет учащихся.
Мишень воздействия — слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечатление «толстокожести», создаваемое нарушителем дисциплины.
Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции «Родитель» (учит) в позицию «Дитя» (преобладание эмоций).
Мнимый больной. Совсем простая и потому наиболее часто используемая манипуляция, имеющая целью уйти с уроков — притворится больным. «Болит живот (голова)» — наверное, привычные жалобы, когда лень заниматься.
Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Приманкой — невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб.
Манипуляция «Столкнуть взрослых лбами». Вариантов здесь множество.
Когда надо столкнуть родителей с учителем, характерны такие манипулятивные высказывания учеников: «Моя мама говорит, что это глупое задание»; «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости»; «Мой папа считает, что это пустая трата времени».
Мишень воздействия — чувство достоинства сталкиваемых людей.
Можно настроить одного учителя на другого: «Мы не смогли сделать ваше задание потому, что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не остается времени. И так каждый раз!».
В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя и родителя. Мишенью воздействия в последнем случае
является несогласованность действий учителей. Приманкой — сравнение действий или высказываний противопоставляемых сторон.
«Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.
Появляется учительница в новом платье. Юная манипуляторша понимает: это шанс для нее!
Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым нарядом учительницы.
Учительница (она ведь женщина!) понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Видя это, ученица тянет руку «дополнить ответ» своего одноклассника. И получает легкую возможность отличиться: раскрытый учебник— перед ее глазами.
Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья.
Учителя манипулируют учащимися
Доносчики. Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют.
Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения».
Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, у ребенка вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается.
Любимчики. Учителю спокойнее, когда среди учащихся есть «свои», которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их устным ответам и письменным работам.
Мишень воздействия и приманка здесь те же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что остальные дети (а их большинство) страдают от несправедливого отношения к ним.
Дети вообще воспринимают несправедливость крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих хоть какой-то властью.
«Оставлю после уроков весь класс!» Обычно этим угрожают, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять на них таким образом.
Этой манипуляцией учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность именно учителя. Дети интуитивно чувствуют — здесь что-то не так, и возмущение свое они направляют на учителя.
Мишенью воздействия на нарушителей учитель делает желание детей уйти поскорей домой, а приманкой — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса. Эта манипуляция приносит учителю не тот результат, на который он рассчитывал. Причина: вместо аттракции — негодование учащихся. Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет и свой авторитет.
Снижение оценки. Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за его плохое поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.п. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей властью над учащимися.
Мишень воздействия здесь — желание ученика иметь оценку, которую он заслуживает. Приманка — фактическая невозможность опротестовать решение учителя, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются какие-либо его «подвиги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя.
Именно поэтому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.
«Ты у нас самый умный». Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы учащихся. Учитель не знает, как ответить. Возможны и другие формы подобной манипуляции.
Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число «е»?
Учитель: «Я его об этом не спрашивал».
Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: любознательные ученики уже никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.
Скрытое управление со стороны педагогов
Насмешки. Это элемент скрытого управления детьми. Оно играет положительную роль, если (в отличие от манипуляции) щадит их самолюбие и достоинство и не создает конфликтных ситуаций.
Дети — и малолетки, и старшеклассники — чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянным классом. Вызвать смех у детей легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может «организовать» дружный смех над кем-то из учеников.
Таких учителей побаиваются. Потенциальные нарушители на их уроках «берегут силы» для других учителей. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления нет.
Другое дело, если насмешки используются учителем для давления на учащихся без особой к тому необходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них.
«Равняйся на старшего брата!» Если старшие брат или сестра ребенка учились в той же школе, причем лучше, чем он сам, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над ним. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если неназойлив.
Довольно часто приходится слышать рассказы уже взрослых людей о том, что им приходилось в течение всей своей школьной жизни «догонять пятерки» старшего брата или сестры.
Мишенью воздействия здесь является конкуренция детей в семье за право считаться лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманка — сравнение успеваемости.
Письма родителям. Письма из деканата родителям студентов — это, как оказалось, сильнейшее средство мотивации студентов к улучшению отношения к занятиям.
Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дому) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагуливают себе большое число пропусков, и как результат — плохие оценки в сессии.
Многие из них «берутся за ум», лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института.
Это один из примеров удачного скрытого управления студентами.
2.9. САМОПРОВЕРКА: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПРИЕМАХ ВЛИЯНИЯ
Кроссворд
По горизонтали:
2. Позиция при общении, характеризующаяся рассудительностью.
6. Отношение «Родитель»—«Взрослый».
9. Американский психолог, создатель трансактного анализа.
10. Позиция при общении, характеризующаяся безапелляционностью, уверенностью в своей правоте, стремлением к покровительству.
11. Защита от манипуляции.
12. Отношение «Родитель»—«Дитя».
14. Вид психологической «пристройки», при которой слова воспринимаются наилучшим образом.
16. Управление собеседником с помощью умелого задания позиций при общении.
17. Отношение «Взрослый»—«Взрослый».
18. Вид «пристройки», характеризующейся равенством позиций партнеров.
19. Отношение «Дитя»—«Дитя».
20. Отношение «Дитя»—«Родитель».
По вертикали:
1. Видный российский теоретик театра, введший для анализа взаимодействий понятие «пристройки» (сверху, снизу, рядом).
3. Отношение «Дитя»—«Взрослый».
4. Взаимодействие партнеров по общению, сопровождающееся заданием позиций каждого.
5. Отношение «Взрослый»—«Дитя».
7. Вид «пристройки», осуществляемой при замечании, приказании, поучении.
8. Позиция при общении, характеризующаяся эмоциональностью, неуверенностью в себе, готовностью к подчинению.
13. Отношение «Взрослый»—«Родитель».
15. Отношение «Родитель»—«Родитель».
УМЕНИЕ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ
У сердца свой разум, который нашему разуму не известен.
Б. Паскаль
3.1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Наиболее верное средство казаться — быть.
Сократ
Психологические потребности человека
Одной из важнейших является потребность человека в положительных эмоциях. Психологами установлено, что оптимальный для здоровья эмоциональный фон создается, когда большая часть получаемой человеком информации — 60 % — является эмоционально нейтральной, 35 % — вызывающей положительные эмоции, и лишь 5 % — отрицательные. То есть положительных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных.
Ясно, что такое счастливое соотношение является уделом очень немногих, в основном неунывающих оптимистов, весельчаков и жизнелюбов. Не случайно люди этой категории и живут дольше, все долгожители — из их числа.
Остальные испытывают огромную, неутоленную потребность в положительных эмоциях. Поэтому всякому, кто улучшит настроение собеседника, тот платит своим расположением и благодарностью. Вспомним хотя бы «дедушку» Крылова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Потребность в положительных эмоциях не отнесена к числу базовых потребностей человека (см. параграф 2.1). Но фактически она взаимосвязана с четырьмя из них. Потребность в здоровье входит в число физиологических потребностей, а психическое здоровье — основа здоровья физического. Необходимым условием последнего является, как мы указали выше, положительные эмоции.
Уверенность в будущем снижается при плохом настроении и самочувствии, при неутешительном прогнозе состояния здоровья. Так что реализация и этой потребности невозможна без положительного эмоционального фона.
Сильные положительные эмоции испытывает человек, получивший свидетельства того, что его заслуги признаны и оценены. То же самое, когда он реализует себя как хороший работник, супруг и руководитель.
Как преодолевать барьеры
На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оценить.
Думается, каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения: быть прежде всего хорошим слушателем, проявить уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положительные эмоции, понравиться внешним видом и манерами, соблюдать правила этики и т.д.
Первая задача в беседе — произвести благоприятное впечатление на собеседника. Это нашло свое отражение в правилах убеждения 4, 7 и 11, приведенных в главе 1.
В частности, в силу седьмого правила на убедительность аргументов в значительной степени влияет то,
нравится ли собеседнику сам убеждающий или нет, ибо одни и те же аргументы у приятного собеседника воспринимаются как более убедительные, у неприятного — как менее убедительные.
Наибольшее расположение между собеседниками возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.
Однако все не так просто, как кажется. И проявляется это при попытке реализовать эти намерения на практике. Потерпев фиаско, часто ищут причину не в своих неумелых, беспомощных действиях, а в личности собеседника, считая, что задача была изначально неразрешимой из-за отрицательных черт характера собеседника. Беседы с такими неудачниками показали, что кроме общих установок у них нет знания, как их реализовать. В то же время можно насчитать (по крайней мере в этой главе) около двух десятков конкретных приемов, из которых слагается умение расположить к себе собеседника.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494