logo
Шейнов

2.8. Манипуляции в школе

У детей одна забота выискивать слабое место у своих наставников. Стоит детям его обнаружить, как они берут верх над взрослыми.

Ж. Ламбрюйер

Учащиеся манипулируют учителями

Диапазон манипуляций. Семейный опыт манипули­рования дети дополняют и развивают в школе. Пере­числим наиболее часто используемые учащимися ма­нипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра различных способов, от классических до «новомодных» — лож­ных сообщений о заложенной бомбе.

Манипуляция «Птица в классе». Здесь может быть и не птица, а какое-нибудь другое юркое животное.

Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя невозможно. Поймать птицу нелегко, ребята в этом и не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.

Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Приманкой — любовь детей к живности и их эмоциональная реакция на нее.

Пассивная защита тут невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики страдали сами, если будут реагировать на пти­цу. Например, учитель говорит:

Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать самостоятельную письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами. Если птица останется в классе, будем писать. Если улетит или пой­маете, двинемся дальше по программе.

Когда он вернется, птицы в классе уже не будет. Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипулято­ров направлении.

Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из таких ситуаций, и немало уро­ков было сорвано с помощью подобных манипуля­ций.

В класс, скажем, приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадает­ся открыть дверь и изгнать мышь за пределы класса, пройдет пол-урока.

«Довести учителя». Манипуляция юных иезуитов.

Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, ме­шающие вести урок (например, катает ногой по полу гра­неный карандаш или мычит, не разжимая рта). Обнару­жить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов «срывается».

Манипуляция направлена против учителей, не об­ладающих выдержкой. Их вспыльчивость и является мишенью воздействия.

Манипуляция «Вызывающее поведение». Цель мани­пулятора — нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой авторитет среди свер­стников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.

Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Дела­ет замечание. Класс замер: что предпримет учитель?

Неопытный педагог будет нервничать, конфликто­вать с нарушителем. Тем самым цель того будет достиг­нута. Мишенью воздействия в этой манипуляции явля­ется предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. При­манкой — обязанность учителя поддерживать дисцип­лину в классе.

Однако для этой манипуляции есть и контрманипу­ляция. Например, такая.

Учитель обращается к нарушителю:

Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской ?

А что, это идея!

Под смех класса выходит и ложится около доски, до­вольный всеобщим вниманием. Но тут учителю задают вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель так интересно рассказывает, что класс отвлекается от лежащего у доски.

Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «ориги­нале» на полу все уже забыли.

Почувствовав себя в глупом положении, «оригинал» про­сит разрешения сесть. И никаких выходок больше.

Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции ста­ла любознательность учащихся. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно, и симпатию. Но ведь именно их-то и добивался нарушитель дисциплины. Учитель был более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Боль­ше этот ученик учителю никогда не мешал вести уроки.

«Толстокожий». Некий ученик _не хочет сидеть на уроках одной учительницы. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использо­вать несдержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.

Уже с начала урока начинает «доводить» ее. Она де­лает ему замечание, другое, третье. Поскольку до него «не

доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, но он, «толстокожий», не реагирует. Наращивая силу конфликтогенов, учительница постепенно доходит и до ос­корблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления»— и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Мож­но пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки: всплывет то, что она оскорбляет учащихся.

Мишень воздействия — слабость учительницы, про­являющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечат­ление «толстокожести», создаваемое нарушителем дис­циплины.

Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции «Родитель» (учит) в позицию «Дитя» (преобладание эмоций).

Мнимый больной. Совсем простая и потому наибо­лее часто используемая манипуляция, имеющая це­лью уйти с уроков — притворится больным. «Болит живот (голова)» — наверное, привычные жалобы, когда лень заниматься.

Мишенью воздействия здесь является чувство мило­сердия, которое взрослые должны проявлять (и про­являют) к детям. Приманкой — невозможность в усло­виях школы проверить обоснованность этих жалоб.

Манипуляция «Столкнуть взрослых лбами». Вари­антов здесь множество.

Когда надо столкнуть родителей с учителем, харак­терны такие манипулятивные высказывания учеников: «Моя мама говорит, что это глупое задание»; «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости»; «Мой папа считает, что это пустая трата вре­мени».

Мишень воздействия — чувство достоинства стал­киваемых людей.

Можно настроить одного учителя на другого: «Мы не смогли сделать ваше задание потому, что по матема­тике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не остается времени. И так каждый раз!».

В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя и родителя. Мишенью воздействия в последнем случае

является несогласованность действий учителей. При­манкой — сравнение действий или высказываний про­тивопоставляемых сторон.

«Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.

Появляется учительница в новом платье. Юная манипуляторша понимает: это шанс для нее!

Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым наря­дом учительницы.

Учительница (она ведь женщина!) понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Видя это, ученица тянет руку «дополнить ответ» своего одноклассника. И получает легкую возможность отли­читься: раскрытый учебник— перед ее глазами.

Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья.

Учителя манипулируют учащимися

Доносчики. Некоторые учителя (и воспитатели дет­ских дошкольных учреждений) приучают детей докла­дывать, кто нарушает установленные правила (сквер­нословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют.

Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения».

Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, у ребенка вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается.

Любимчики. Учителю спокойнее, когда среди уча­щихся есть «свои», которых он подкупил тем, что бо­лее лояльно относится к их устным ответам и пись­менным работам.

Мишень воздействия и приманка здесь те же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия лю­бимчиков в том, что остальные дети (а их большин­ство) страдают от несправедливого отношения к ним.

Дети вообще воспринимают несправедливость крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих хоть какой-то властью.

«Оставлю после уроков весь класс!» Обычно этим угрожают, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять на них таким образом.

Этой манипуляцией учитель перекладывает ответ­ственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность именно учителя. Дети интуитивно чув­ствуют — здесь что-то не так, и возмущение свое они направляют на учителя.

Мишенью воздействия на нарушителей учитель де­лает желание детей уйти поскорей домой, а приман­кой — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса. Эта манипуляция приносит учи­телю не тот результат, на который он рассчитывал. Причина: вместо аттракции — негодование учащихся. Расписываясь в своей неспособности призвать к по­рядку нарушителей, учитель одновременно теряет и свой авторитет.

Снижение оценки. Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за его плохое по­ведение. Есть специальные отметки за поведение, мож­но писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.п. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей вла­стью над учащимися.

Мишень воздействия здесь — желание ученика иметь оценку, которую он заслуживает. Приманка — факти­ческая невозможность опротестовать решение учите­ля, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются какие-либо его «подви­ги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И класс­ный руководитель, и завуч, и директор сами натерпе­лись от возмутителей спокойствия, поэтому опреде­ленно поддержат учителя.

Именно поэтому протест пострадавших от этой ма­нипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.

«Ты у нас самый умный». Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы учащихся. Учи­тель не знает, как ответить. Возможны и другие формы подобной манипуляции.

Ученик: «А почему Непер положил в основу логариф­мов именно число «е»?

Учитель: «Я его об этом не спрашивал».

Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: любо­знательные ученики уже никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.

Скрытое управление со стороны педагогов

Насмешки. Это элемент скрытого управления деть­ми. Оно играет положительную роль, если (в отличие от манипуляции) щадит их самолюбие и достоинство и не создает конфликтных ситуаций.

Дети — и малолетки, и старшеклассники — чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянным клас­сом. Вызвать смех у детей легко, ведь потребность сме­яться у них огромна (и значительно превышает со­ответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может «организовать» дружный смех над кем-то из учеников.

Таких учителей побаиваются. Потенциальные нару­шители на их уроках «берегут силы» для других учите­лей. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления нет.

Другое дело, если насмешки используются учите­лем для давления на учащихся без особой к тому необ­ходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них.

«Равняйся на старшего брата!» Если старшие брат или сестра ребенка учились в той же школе, причем лучше, чем он сам, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над ним. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если неназойлив.

Довольно часто приходится слышать рассказы уже взрослых людей о том, что им приходилось в течение всей своей школьной жизни «догонять пятерки» стар­шего брата или сестры.

Мишенью воздействия здесь является конкуренция детей в семье за право считаться лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманка — сравнение успеваемости.

Письма родителям. Письма из деканата родителям сту­дентов — это, как оказалось, сильнейшее средство моти­вации студентов к улучшению отношения к занятиям.

Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дому) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагули­вают себе большое число пропусков, и как результат — плохие оценки в сессии.

Многие из них «берутся за ум», лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института.

Это один из примеров удачного скрытого управле­ния студентами.

2.9. САМОПРОВЕРКА: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПРИЕМАХ ВЛИЯНИЯ

Кроссворд

По горизонтали:

2. Позиция при общении, характеризующаяся рассудительно­стью.

6. Отношение «Родитель»—«Взрослый».

9. Американский психолог, создатель трансактного анализа.

10. Позиция при общении, характеризующаяся безапелляцион­ностью, уверенностью в своей правоте, стремлением к покровительству.

11. Защита от манипуляции.

12. Отношение «Родитель»—«Дитя».

14. Вид психологической «пристройки», при которой слова воспринимаются наилучшим образом.

16. Управление собеседником с помощью умелого задания позиций при общении.

17. Отношение «Взрослый»—«Взрослый».

18. Вид «пристройки», характеризующейся равенством позиций партнеров.

19. Отношение «Дитя»—«Дитя».

20. Отношение «Дитя»—«Родитель».

По вертикали:

1. Видный российский теоретик театра, введший для анализа взаимодействий понятие «пристройки» (сверху, снизу, рядом).

3. Отношение «Дитя»—«Взрослый».

4. Взаимодействие партнеров по общению, сопровождающееся заданием позиций каждого.

5. Отношение «Взрослый»—«Дитя».

7. Вид «пристройки», осуществляемой при замечании, прика­зании, поучении.

8. Позиция при общении, характеризующаяся эмоционально­стью, неуверенностью в себе, готовностью к подчинению.

13. Отношение «Взрослый»—«Родитель».

15. Отношение «Родитель»—«Родитель».

УМЕНИЕ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ

У сердца свой разум, который нашему разуму не известен.

Б. Паскаль

3.1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Наиболее верное средство казаться быть.

Сократ

Психологические потребности человека

Одной из важнейших является потребность челове­ка в положительных эмоциях. Психологами установле­но, что оптимальный для здоровья эмоциональный фон создается, когда большая часть получаемой человеком информации — 60 % — является эмоционально нейт­ральной, 35 % — вызывающей положительные эмо­ции, и лишь 5 % — отрицательные. То есть положи­тельных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных.

Ясно, что такое счастливое соотношение является уделом очень немногих, в основном неунывающих оп­тимистов, весельчаков и жизнелюбов. Не случайно люди этой категории и живут дольше, все долгожители — из их числа.

Остальные испытывают огромную, неутоленную потребность в положительных эмоциях. Поэтому всякому, кто улучшит настроение собеседника, тот пла­тит своим расположением и благодарностью. Вспом­ним хотя бы «дедушку» Крылова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Потребность в положительных эмоциях не отнесена к числу базовых потребностей человека (см. параграф 2.1). Но фактически она взаимосвязана с четырьмя из них. Потребность в здоровье входит в число физиоло­гических потребностей, а психическое здоровье — ос­нова здоровья физического. Необходимым условием последнего является, как мы указали выше, положи­тельные эмоции.

Уверенность в будущем снижается при плохом на­строении и самочувствии, при неутешительном про­гнозе состояния здоровья. Так что реализация и этой потребности невозможна без положительного эмоцио­нального фона.

Сильные положительные эмоции испытывает чело­век, получивший свидетельства того, что его заслуги признаны и оценены. То же самое, когда он реализует себя как хороший работник, супруг и руководитель.

Как преодолевать барьеры

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оце­нить.

Думается, каждый образованный человек может на­звать, как преодолеть барьеры общения: быть прежде всего хорошим слушателем, проявить уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положи­тельные эмоции, понравиться внешним видом и ма­нерами, соблюдать правила этики и т.д.

Первая задача в беседе — произвести благоприятное впечатление на собеседника. Это нашло свое отраже­ние в правилах убеждения 4, 7 и 11, приведенных в главе 1.

В частности, в силу седьмого правила на убедитель­ность аргументов в значительной степени влияет то,

нравится ли собеседнику сам убеждающий или нет, ибо одни и те же аргументы у приятного собеседника воспринимаются как более убедительные, у неприят­ного — как менее убедительные.

Наибольшее расположение между собеседниками возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.

Однако все не так просто, как кажется. И проявля­ется это при попытке реализовать эти намерения на практике. Потерпев фиаско, часто ищут причину не в своих неумелых, беспомощных действиях, а в лично­сти собеседника, считая, что задача была изначально неразрешимой из-за отрицательных черт характера со­беседника. Беседы с такими неудачниками показали, что кроме общих установок у них нет знания, как их реализовать. В то же время можно насчитать (по край­ней мере в этой главе) около двух десятков конкрет­ных приемов, из которых слагается умение располо­жить к себе собеседника.