logo
Шейнов

Что и как влияет на формирование имиджа

При виде достойного человека думай о том, чтобы сравнять­ся с ним, а при виде недостой­ного исследуй себя, дабы не было таких же недостатков.

Конфуций

Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впе­чатления, привлекательности облика.

Слово имидж переводится на русский язык как «об­раз», «облик». Создание позитивного имиджа играет значительную роль в достижении успеха.

Попытайтесь ответить на приводимые ниже вопро­сы, а затем ознакомьтесь с нашими комментариями.

Вопросы

1. Надо ли в беседе с деловым партнером подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?

2. Одна из фирм, специализирующаяся на продаже очень дорогих костюмов, привела в своей рекламе следующее ут-

верждение: «Когда один из самых богатых ныне людей начинал свою карьеру мелким служащим, он почти весь свой скромный заработок, живя впроголодь, тратил на приобретение дорогих костюмов».

Можно ли верить этому утверждению или это просто рекламный трюк?

3. Влияет ли одежда на успех в делах? Или по одежке только встречают, а провожают по уму?

4. Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?

5. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком или с галстуком ?

6. Обращают ли женщины внимание, как начищены бо­тинки у мужчин ?

Ответы и комментарии

1. Слово делового человека имеет не меньший вес, нежели подписанный договор.

Верность слову — лучшая характеристика делового человека.

Поэтому подчеркивать преимущества письменного соглашения перед устным и тем более принижать цен­ность устного соглашения — значит усомниться в по­рядочности своего партнера. Но при этом и ваш имидж пострадает: подозревают других в основном те, кто сам не чист на руку.

Наши предки дали нам прекрасные примеры. Ска­жем, купцы очень гордились тем, что «слово купца — надежнее любого договора». Отсюда и выражение «уда­рили по рукам», то есть скрепили слово рукопожатием. В США бытует аналогичное — «техасское рукопожа­тие»,

2. Утверждение абсолютно верное. Речь идет о бога­тейшем человеке своего времени — греческом судовла­дельце Аристотеле Онассисе.

Он поступал именно так. И, кроме того, ухитрялся оплачивать ежегодные взносы в элитарный деловой клуб. Там он и получил информацию, позволившую ему про­вести серию удачных сделок, ставших началом его пред­принимательской карьеры.

В рекламе фирма не могла использовать имя Онассиса, ибо на это потребовалось бы его разрешение.

3. Одежда человека влияет на его успех (или неуспех). Психологическая основа этого — «эффект ореола», о котором рассказано в параграфе 4.5.

4. В наружные карманы пиджака можно класть толь­ко платок. Для всего остального служат внутренние кар­маны.

5. С пиджаком и галстуком — никаких кроссовок! Вопрос наипростейший, и поставлен он лишь пото­му, что и до сего времени доводится встречать «дело­вых» людей, смешивающих в своей одежде разные сти­ли: деловой и спортивный.

6. На этот вопрос обычно большинство отвечают правильно: да, женщины замечают, начищены ли бо­тинки у мужчин. Знать-то мужчины знают, но в боль­шинстве своем чистят обувь реже, чем это необходимо. Лень мужчин иногда превалирует над их желанием про­изводить хорошее впечатление.

Вопросы

7. Как влияет перстень на руке делового человека на его имидж: ?

8. Должен ли деловой человек производить впечатле­ние заботящегося о своей внешности ?

9. Должен ли деловой человек следить за модой?

Ответы и комментарии

7. Если перстень дорогостоящий, это может быть расценено как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — признак ограниченности финан­совых возможностей его обладателя. И то и другое не способствуют благоприятному имиджу.

Из украшений деловому человеку рекомендуется но­сить только обручальное кольцо.

Желающим блеснуть своими возможностями напом­ним, что настоящее богатство не афиширует себя. Наи­более преуспевающие деловые люди не кичатся роско­шью, более того — поражают окружающих скромностью одежды и отсутствием какого-либо расточительства.

Исключение представляют жители Ближнего Вос­тока. У них дорогие украшения — знак процветания. В общении с ними дорогой перстень будет способство­вать вашему имиджу.

8. Обычно на данный вопрос отвечают правильно: должен. Но большинство не различают двух понятий: «заботиться о своей внешности» и «производить впе­чатление заботящегося», и, по существу, всегда гово­рят о первом.

А различие таково: у одного ухоженность — как бы от природы (то есть его забота незаметна), а у второ­го — явный результат его усилий.

После выяснения нюансов мнения полярно расходят­ся, причем, как правило, предпочтение отдается «от-природному» облику. И напрасно. Ведь когда человек ви­дит, что другой ради него постарался, чтобы произвести хорошее впечатление, он воспринимает это как компли­мент. Этот другой как бы говорит: «Я уважаю тебя, доро­жу твоим мнением». Возникшие по этому поводу поло­жительные эмоции переносятся на человека, их вызвавшего, повышают привлекательность его облика.

Конкретные проявления заботы о своем облике — всегда отглаженный костюм, стрижка, доведенная до блеска обувь, чистое бритье и т.п.

Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим.

9. Да, конечно. Речь не идет о сиюминутных «пис­ках» моды и разного рода экстравагантностях.

Но общее направление — что в моде, а что выходит из моды — необходимо учитывать при очередных по­купках.

Хотим заострить на этом внимание мужчин, потому что они несравненно консервативнее женщин в одеж­де. Им нравится то, к чему они привыкли. В магазине они останавливают свой выбор, как правило, на при­вычной модели, возможно, уже выходящей из моды.

Поскольку следить за модой деловому мужчине не­когда, не упустите прекрасную возможность дать жен­щине отличиться: спросите у нее совета, она всегда в курсе не только женской, но и мужской моды. И слава Богу: есть с кем проконсультироваться!

Старомодно одетый деловой человек может угодить в глазах сотрудников в разряд консерваторов: покрой костюма, давно вышедший из моды, может навести на мысль, что и взгляды его столь же несовременны.

Вопросы

10. Говорят, что будто бы хоккеистам НХЛ и баскет­болистам НБА запрещено появляться в общественных ме­стах в джинсах. Это так или просто газетная «утка»?

11. Тот же вопрос относительно слухов, что этим спортсменам якобы не рекомендуют перекусывать в «Мак­дональдсе».

Ответы и комментарии

10. Спортсмены, представляющие знаменитые спор­тивные клубы НХЛ и НБА, по условиям контракта не должны появляться неподобающим образом одетыми в общественных местах, ибо это может бросить тень на имидж спортсмена и его клуба. Нарушение такой реко­мендации наказывается весьма строго, и первые рос­сийские спортивные легионеры, прибывшие в США и Канаду, несколько раз на этом «обожглись» (в частно­сти, на джинсах).

В видеоролике, снятом о жизни в США знаменито­го российского хоккеиста Вячеслава Фетисова, есть сюжет, показывающий его сборы при отъезде на оче­редную игру. В чемодан он кладет несколько костю­мов, белых рубашек и галстуков. Сам он — в костюме, белой рубашке и галстуке. Ни джинсов, ни спортив­ного костюма он с собой не берет. Ибо в поездке этой он будет всегда на людях. Дома он может расслабить­ся, а на людях — нет: имидж его и клуба превыше всего.

11. Имидж человека зависит и от тех мест, которые он посещает, и от людей, с которыми он общается. Возьмем два противоположных случая: один свобод­ное время проводит в библиотеке или в театре, дру­гой — в пивбаре, забегаловке, в подворотне. Уже это­го достаточно, чтоб представить облик этих людей.

В развитых странах к выбору мест посещений подхо­дят очень щепетильно. Состоятельный человек не зай­дет в дешевое заведение (магазин, кафе, бистро), ибо это может бросить тень на его имидж: ведь знакомые могут подумать, что его дела плохи или что он знается с «неподходящими» людьми.

Поэтому спортсменам НХЛ и НБА — элите северо­американского спорта — не рекомендуется посещать «Макдональдс». Эти заведения имеют репутацию «за­бегаловок» для небогатых людей.

Вопросы

12. Классическая одежда делового человека белая ру­башка, темный костюм, черный галстук ?

13. При посещении подразделений своего предприятия должны ли руководители одеваться изысканно?

14. Всегда ли выигрышно сочетание коричневых и си­них тонов в одежде?

15. Какой силуэт престижен: расширяющийся книзу или кверху?

Ответы и комментарии

12. Черный галстук с темным костюмом и белой ру­башкой — классическая одежда для ритуальных обря­дов (похорон). (Правда, в некоторых родах войск это офицерская форма, но на кителе имеются знаки раз­личия.)

В переводе с немецкого «галстук» означает «шейный платок». Женщины в случае траура надевают черные платки, косынки. А у мужчин — черный шейный пла­ток (галстук).

Таким образом, черный галстук нужно использовать с большой осторожностью, компенсировать другими элементами одежды, уводящими от скорбных мыслей.

13. Имидж руководителя в глазах подчиненных име­ет немаловажное значение.

Были проведены социологические исследования на тему «Каким вы желали бы видеть своего руководите­ля?». По результатам определился принятый в совре­менном менеджменте идеальный образ руководителя в глазах подчиненных: «он — один из нас», «он — лучший из нас», «он даст нам больше, чем любой из нас».

В соответствии с первым тезисом одежда руководи­теля не должна контрастировать с одеждой подчиненных.

Изысканная одежда руководителя лишь подчеркнет, как он «страшно далек от народа», что комфортность его производственной среды намного выше, чем у ря­довых работников. Это может вызвать у них раздраже­ние и отрицательно отразится на его имидже.

14. Если оттенки коричневого и синего цветов по­добраны удачно, то (как установлено психологами) такое сочетание придает облику авторитетность. Са­мая простая реализация такого сочетания — в гал­стуках.

15. Конечно, более престижен силуэт, расширя­ющийся кверху. Для мужчин это «предписано» самой их природой.

Интересно их восприятие женской одежды и моды. Когда появилась мода на подкладные, широкие пле­чи, многие мужчины восприняли это как очередное «завихрение» модельеров и ожидали скорый ее конец. Однако ошиблись. Мода оказалась долгожительницей, хотя многие мужчины считают, что она идет во вред женственности.

Мужчины традиционно обращают свое внимание на другие части женской фигуры. Но у женщины велико желание не только привлечь внимание мужчин, но и самоутвердиться.

Настойчивость женщин в овладении вершинами биз­неса, политики, где традиционно господствуют муж­чины, проявилась и в силуэте их одежды. Именно тем, что расширяющийся кверху силуэт воспринимается как более значимый, по-видимому, и можно объяснить долгожительство широких плеч в одежде прекрасной половины человечества.

Вопросы

16. Имеют ли значение телосложение и рост для про­движения по службе?

17. Если вам предстоит выступать перед аудиторией более трех минут, Наденете ли вы яркий галстук?

18. Вам и еще 8 выступающим (вашим конкурентам), отвели по полторы минуты для рекламного сообщения. Как вы предпочтете одеться? Варианты: а) светло-се­рый костюм, голубая рубашка, светло-голубой галстук; б) синий костюм, белая рубашка красный галстук; в) для такого выступления не имеет значения, как одеться: глав­ное что и как вы скажете.

19. В деловом общении следует ли быть всегда макси­мально серьезным?

20. В беседе с малознакомым собеседником облегчают ли шутки взаимопонимание?

Ответы и комментарии

16. Да, конечно. «Крупные» люди воспринимаются как более значительные, привлекают внимание.

Но вот парадокс: и среди выдающихся личностей было немало таких, кто «не вышел ростом»: Ленин, Сталин, Наполеон, Суворов, Жуков, Пушкин, Лер­монтов, Чаплин... Есть даже изречение: «Бог любит маленьких». Причина здесь не в Боге, а в людях.

Свой маленький рост многие мужчины восприни­мают как вызов судьбы. И живут по трехступенчатой схеме: работают, работают и еще раз работают. Чтобы на них не смотрели свысока. И добиваются многого.

17. Если выступление очень короткое и надо акцен­тировать на себе внимание, костюм может помочь вам в этом. При кратком выступлении непроизвольное вни­мание аудитории возрастает. Синий костюм, белая ру­башка, красный галстук — элегантное сочетание — как раз и стимулирует его, вызывая положительные эмоции.

Блеклые тона костюма и галстука не привлекут вни­мания, притупят интерес к выступающему.

18. При длительном выступлении яркие, привлека­ющие внимание детали одежды (варианты а и б) вы­зывают все нарастающее раздражение аудитории. По­этому от них лучше отказаться.

При хорошей подготовке и за 3 минуты можно при­влечь внимание содержанием своего сообщения.

19. Хорошая шутка нередко спасительна в затрудни­тельных ситуациях. Окружающие благодарны тем, кто способен поднять их настроение, как бы влить в них новые силы. Умение шутить благотворно влияет на имидж.

20. Шутить предпочтительно с хорошо знакомыми вам людьми, зная, что собеседник правильно поймет вашу шутку. Есть люди, которые начисто лишены чув­ства юмора. С такими, как говорят, шутки плохи. По­этому с малознакомым собеседником лучше не рис­ковать.

Вопросы

21. При деловом общении в вас должны видеть только делового партнера, ваш пол при этом не имеет значения ?

22.- Вы укрепите свой имидж, если будете проявлять а) мягкость, говоря о проблеме, но твердость в отношени­ях с людьми; б) твердость, говоря о проблеме, но мягкость в отношениях с людьми ?

23. В деловых контактах необходимо примирять а) по­зиции, а не интересы; б) интересы, а не позиции; в) и интересы и позиции?

Ответы и комментарии

21. Если мужчина не видит в собеседнице женщину, это резко ухудшает ее имидж и как делового партнера. Женщина тоже хочет видеть в собеседнике мужчину, иначе деловой имидж ее партнера терпит урон.

Не будем забывать: женщина придает большее значе­ние мелочам, которые мужчин могут совершенно не инте­ресовать; женщины более эмоциональны.

22. Твердость в отношении с партнерами не способ­ствует благоприятному имиджу, ибо воспринимается как бездушие.

В современном менеджменте утвердился другой принцип делового взаимодействия: будьте тверды, го­воря о проблеме, но мягки с людьми; облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.

23. Люди крайне трудно отходят от своих позиций, ведь позиции основываются на их мировоззрении. При­мирить позиции бывает гораздо труднее, чем интере­сы. Но взаимное удовлетворение интересов и служит обычно целью переговоров.

Приведем следующую поучительную историю, де­монстрирующую, что в деловых контактах достаточно примирения интересов, а не позиций.

Директор крупного государственного предприятия очень плохо относится к новоявленным бизнесменам. Один из них позвонил директору и сообщил, что может вывезти отхо­ды производства, коими забит весь двор предприятия.

Городские власти запросили большие деньги за разре­шение вывезти их на свалку. Таких денег у завода нет. Неприятности же с этими отходами постоянно дают знать о себе: пожарники штрафуют за отсутствие про-

езда на случай пожара, да и осуществлять внутренние перевозки крайне неудобно.

Сколько это будет стоить? — спрашивает дирек­тор.

Вам нисколько, мы еще доплатим.

Вы что меценаты?

Нет, мы нашли отходам применение.

Хорошо. Приходите, поговорим. Договор был заключен. Все довольны.

Имидж страдает, когда человек начинает отстаи­вать свои позиции, бороться за то, что не имеет зна­чения для дела, но может ему помешать.

Вопросы

24. В деловых контактах предпочтительны утвержде­ния или вопросы?

25. Следует ли показывать свою открытость для кри­тики?

26. Вы услышали нетактичное, задевшее вас высказы­вание. Что лучше: сразу же дать решительный отпор или сделать паузу перед ответом ?

27. Как влияет на имидж, по вашему мнению, ношение дымчатых очков?

28. Тот же вопрос об обычных очках.

29. Влияет ли наличие автоответчика и АОН на имидж их обладателя?

30. Вы позвонили в СП, и вам посоветовали перезво­нить по другому телефону и спросить Сергея Петрова. Что вам говорит такой ответ об имидже данного СП

31. Приезжего гастролера пригласили в местную теле­студию для интервью. Что, как правило, он скажет ?

32. О чем могут «сказать» письменные принадлежно­сти делового человека?

33. Марк Твен в рассказе «Как меня выбирали губерна­тором» описал, как во время предвыборного выступления кандидата на сцену выбежали малыши разных националь­ностей с криками: «Папочка, зачем ты нас бросил ?!». Как вы оцениваете такой прием оппонентов кандидата?

Ответы и комментарии

24. Собеседник, злоупотребляющий утверждениями, воспринимается как безапелляционный, категоричный

резонер. Такая манера вести беседу является конфликтогенной, то есть чреватой конфликтом. Имидж резо­нера страдает.

Наоборот, задавая вопросы, мы демонстрируем ин­терес к собеседнику, его мнению. Это является скры­тым комплиментом, что способствует имиджу спраши­вающего. К тому же психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них.

25. Открытость для критики демонстрируют слова­ми: «Прав ли я, считая, что...», «Если я не прав, по­правьте меня» и т.п. Такая тактика уважительна по от­ношению к собеседнику, у того создается хорошее мнение о партнере.

26. Не следует торопиться с ответом на нетактич­ный выпад. Чем более «эффектно» вы ответите, тем в большей степени обидите собеседника, а противосто­яние только усилится.

Ответив конфликтогеном на конфликтоген, мы в силу закона их эскалации усугубляем конфликт.

Сделайте паузу. Дайте тем самым возможность обид­чику одуматься и взять свои слова назад. Нередко в таких случаях говорят: «Извините, я погорячился». Это наилучший выход в данной ситуации.

27. Дымчатые очки, скрывающие глаза, препятству­ют общению, могут раздражать собеседника. Это раз­дражение подсознательно переносится и на человека, прячущего свои глаза.

28. Человек в очках (от близорукости) воспринима­ется окружающими как более начитанный, образован­ный. Поэтому некоторые деловые люди с отменным зрением носят очки без диоптрий, чтобы обратить в свою пользу этот стереотип восприятия «очкариков». Особенно этим грешат японские бизнесмены.

29. Наличие автоответчика, АОН, а тем более факса влияет на имидж их обладателя. Все эти технические средства свидетельствуют о том, что он серьезен и за­ботится о своих партнерах, облегчая и расширяя ком­муникационную связь с ними.

30. Имидж СП терпит урон, когда серьезные вопро­сы поручают решать людям, не называемым по име­ни-отчеству.

О данном СП у вас наверняка сложится хорошее впечатление.

31. Практически все гастролирующие артисты обяза­тельно говорят о том, что местная публика — самая лучшая, что они с удовольствием вспоминают преды­дущие свои посещения этого города. Расчет прост: сде­лав комплимент местным жителям, вызывают ответ­ные теплые чувства к себе, то есть укрепляют свой имидж в глазах потенциальных зрителей.

Еще одна дежурная тема для укрепления своего имиджа — где уже гастролировали и где еще предсто­ит. Тем самым говорят: «Смотрите, я нарасхват».

32. Дорогостоящие пишущая ручка, ноутбук свиде­тельствуют о благосостоянии человека. Поэтому дело­вые люди пользуются письменными принадлежностя­ми от известных фирм (например, авторучками фирмы «Паркер»).

33. Успеху способствует имидж порядочного челове­ка. Выдающийся американский писатель в упомянутом рассказе показал, что в политической жизни это об­стоятельство усвоено давно и что скомпрометировать конкурента — значит уничтожить его. Такую компро­метацию и устроили организаторы сценки с детским «интернационалом».