Что и как влияет на формирование имиджа
При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй себя, дабы не было таких же недостатков.
Конфуций
Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления, привлекательности облика.
Слово имидж переводится на русский язык как «образ», «облик». Создание позитивного имиджа играет значительную роль в достижении успеха.
Попытайтесь ответить на приводимые ниже вопросы, а затем ознакомьтесь с нашими комментариями.
Вопросы
1. Надо ли в беседе с деловым партнером подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?
2. Одна из фирм, специализирующаяся на продаже очень дорогих костюмов, привела в своей рекламе следующее ут-
верждение: «Когда один из самых богатых ныне людей начинал свою карьеру мелким служащим, он почти весь свой скромный заработок, живя впроголодь, тратил на приобретение дорогих костюмов».
Можно ли верить этому утверждению или это просто рекламный трюк?
3. Влияет ли одежда на успех в делах? Или по одежке только встречают, а провожают по уму?
4. Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?
5. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком или с галстуком ?
6. Обращают ли женщины внимание, как начищены ботинки у мужчин ?
Ответы и комментарии
1. Слово делового человека имеет не меньший вес, нежели подписанный договор.
Верность слову — лучшая характеристика делового человека.
Поэтому подчеркивать преимущества письменного соглашения перед устным и тем более принижать ценность устного соглашения — значит усомниться в порядочности своего партнера. Но при этом и ваш имидж пострадает: подозревают других в основном те, кто сам не чист на руку.
Наши предки дали нам прекрасные примеры. Скажем, купцы очень гордились тем, что «слово купца — надежнее любого договора». Отсюда и выражение «ударили по рукам», то есть скрепили слово рукопожатием. В США бытует аналогичное — «техасское рукопожатие»,
2. Утверждение абсолютно верное. Речь идет о богатейшем человеке своего времени — греческом судовладельце Аристотеле Онассисе.
Он поступал именно так. И, кроме того, ухитрялся оплачивать ежегодные взносы в элитарный деловой клуб. Там он и получил информацию, позволившую ему провести серию удачных сделок, ставших началом его предпринимательской карьеры.
В рекламе фирма не могла использовать имя Онассиса, ибо на это потребовалось бы его разрешение.
3. Одежда человека влияет на его успех (или неуспех). Психологическая основа этого — «эффект ореола», о котором рассказано в параграфе 4.5.
4. В наружные карманы пиджака можно класть только платок. Для всего остального служат внутренние карманы.
5. С пиджаком и галстуком — никаких кроссовок! Вопрос наипростейший, и поставлен он лишь потому, что и до сего времени доводится встречать «деловых» людей, смешивающих в своей одежде разные стили: деловой и спортивный.
6. На этот вопрос обычно большинство отвечают правильно: да, женщины замечают, начищены ли ботинки у мужчин. Знать-то мужчины знают, но в большинстве своем чистят обувь реже, чем это необходимо. Лень мужчин иногда превалирует над их желанием производить хорошее впечатление.
Вопросы
7. Как влияет перстень на руке делового человека на его имидж: ?
8. Должен ли деловой человек производить впечатление заботящегося о своей внешности ?
9. Должен ли деловой человек следить за модой?
Ответы и комментарии
7. Если перстень дорогостоящий, это может быть расценено как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — признак ограниченности финансовых возможностей его обладателя. И то и другое не способствуют благоприятному имиджу.
Из украшений деловому человеку рекомендуется носить только обручальное кольцо.
Желающим блеснуть своими возможностями напомним, что настоящее богатство не афиширует себя. Наиболее преуспевающие деловые люди не кичатся роскошью, более того — поражают окружающих скромностью одежды и отсутствием какого-либо расточительства.
Исключение представляют жители Ближнего Востока. У них дорогие украшения — знак процветания. В общении с ними дорогой перстень будет способствовать вашему имиджу.
8. Обычно на данный вопрос отвечают правильно: должен. Но большинство не различают двух понятий: «заботиться о своей внешности» и «производить впечатление заботящегося», и, по существу, всегда говорят о первом.
А различие таково: у одного ухоженность — как бы от природы (то есть его забота незаметна), а у второго — явный результат его усилий.
После выяснения нюансов мнения полярно расходятся, причем, как правило, предпочтение отдается «от-природному» облику. И напрасно. Ведь когда человек видит, что другой ради него постарался, чтобы произвести хорошее впечатление, он воспринимает это как комплимент. Этот другой как бы говорит: «Я уважаю тебя, дорожу твоим мнением». Возникшие по этому поводу положительные эмоции переносятся на человека, их вызвавшего, повышают привлекательность его облика.
Конкретные проявления заботы о своем облике — всегда отглаженный костюм, стрижка, доведенная до блеска обувь, чистое бритье и т.п.
Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим.
9. Да, конечно. Речь не идет о сиюминутных «писках» моды и разного рода экстравагантностях.
Но общее направление — что в моде, а что выходит из моды — необходимо учитывать при очередных покупках.
Хотим заострить на этом внимание мужчин, потому что они несравненно консервативнее женщин в одежде. Им нравится то, к чему они привыкли. В магазине они останавливают свой выбор, как правило, на привычной модели, возможно, уже выходящей из моды.
Поскольку следить за модой деловому мужчине некогда, не упустите прекрасную возможность дать женщине отличиться: спросите у нее совета, она всегда в курсе не только женской, но и мужской моды. И слава Богу: есть с кем проконсультироваться!
Старомодно одетый деловой человек может угодить в глазах сотрудников в разряд консерваторов: покрой костюма, давно вышедший из моды, может навести на мысль, что и взгляды его столь же несовременны.
Вопросы
10. Говорят, что будто бы хоккеистам НХЛ и баскетболистам НБА запрещено появляться в общественных местах в джинсах. Это так или просто газетная «утка»?
11. Тот же вопрос относительно слухов, что этим спортсменам якобы не рекомендуют перекусывать в «Макдональдсе».
Ответы и комментарии
10. Спортсмены, представляющие знаменитые спортивные клубы НХЛ и НБА, по условиям контракта не должны появляться неподобающим образом одетыми в общественных местах, ибо это может бросить тень на имидж спортсмена и его клуба. Нарушение такой рекомендации наказывается весьма строго, и первые российские спортивные легионеры, прибывшие в США и Канаду, несколько раз на этом «обожглись» (в частности, на джинсах).
В видеоролике, снятом о жизни в США знаменитого российского хоккеиста Вячеслава Фетисова, есть сюжет, показывающий его сборы при отъезде на очередную игру. В чемодан он кладет несколько костюмов, белых рубашек и галстуков. Сам он — в костюме, белой рубашке и галстуке. Ни джинсов, ни спортивного костюма он с собой не берет. Ибо в поездке этой он будет всегда на людях. Дома он может расслабиться, а на людях — нет: имидж его и клуба превыше всего.
11. Имидж человека зависит и от тех мест, которые он посещает, и от людей, с которыми он общается. Возьмем два противоположных случая: один свободное время проводит в библиотеке или в театре, другой — в пивбаре, забегаловке, в подворотне. Уже этого достаточно, чтоб представить облик этих людей.
В развитых странах к выбору мест посещений подходят очень щепетильно. Состоятельный человек не зайдет в дешевое заведение (магазин, кафе, бистро), ибо это может бросить тень на его имидж: ведь знакомые могут подумать, что его дела плохи или что он знается с «неподходящими» людьми.
Поэтому спортсменам НХЛ и НБА — элите североамериканского спорта — не рекомендуется посещать «Макдональдс». Эти заведения имеют репутацию «забегаловок» для небогатых людей.
Вопросы
12. Классическая одежда делового человека — белая рубашка, темный костюм, черный галстук ?
13. При посещении подразделений своего предприятия должны ли руководители одеваться изысканно?
14. Всегда ли выигрышно сочетание коричневых и синих тонов в одежде?
15. Какой силуэт престижен: расширяющийся книзу или кверху?
Ответы и комментарии
12. Черный галстук с темным костюмом и белой рубашкой — классическая одежда для ритуальных обрядов (похорон). (Правда, в некоторых родах войск это офицерская форма, но на кителе имеются знаки различия.)
В переводе с немецкого «галстук» означает «шейный платок». Женщины в случае траура надевают черные платки, косынки. А у мужчин — черный шейный платок (галстук).
Таким образом, черный галстук нужно использовать с большой осторожностью, компенсировать другими элементами одежды, уводящими от скорбных мыслей.
13. Имидж руководителя в глазах подчиненных имеет немаловажное значение.
Были проведены социологические исследования на тему «Каким вы желали бы видеть своего руководителя?». По результатам определился принятый в современном менеджменте идеальный образ руководителя в глазах подчиненных: «он — один из нас», «он — лучший из нас», «он даст нам больше, чем любой из нас».
В соответствии с первым тезисом одежда руководителя не должна контрастировать с одеждой подчиненных.
Изысканная одежда руководителя лишь подчеркнет, как он «страшно далек от народа», что комфортность его производственной среды намного выше, чем у рядовых работников. Это может вызвать у них раздражение и отрицательно отразится на его имидже.
14. Если оттенки коричневого и синего цветов подобраны удачно, то (как установлено психологами) такое сочетание придает облику авторитетность. Самая простая реализация такого сочетания — в галстуках.
15. Конечно, более престижен силуэт, расширяющийся кверху. Для мужчин это «предписано» самой их природой.
Интересно их восприятие женской одежды и моды. Когда появилась мода на подкладные, широкие плечи, многие мужчины восприняли это как очередное «завихрение» модельеров и ожидали скорый ее конец. Однако ошиблись. Мода оказалась долгожительницей, хотя многие мужчины считают, что она идет во вред женственности.
Мужчины традиционно обращают свое внимание на другие части женской фигуры. Но у женщины велико желание не только привлечь внимание мужчин, но и самоутвердиться.
Настойчивость женщин в овладении вершинами бизнеса, политики, где традиционно господствуют мужчины, проявилась и в силуэте их одежды. Именно тем, что расширяющийся кверху силуэт воспринимается как более значимый, по-видимому, и можно объяснить долгожительство широких плеч в одежде прекрасной половины человечества.
Вопросы
16. Имеют ли значение телосложение и рост для продвижения по службе?
17. Если вам предстоит выступать перед аудиторией более трех минут, Наденете ли вы яркий галстук?
18. Вам и еще 8 выступающим (вашим конкурентам), отвели по полторы минуты для рекламного сообщения. Как вы предпочтете одеться? Варианты: а) светло-серый костюм, голубая рубашка, светло-голубой галстук; б) синий костюм, белая рубашка красный галстук; в) для такого выступления не имеет значения, как одеться: главное — что и как вы скажете.
19. В деловом общении следует ли быть всегда максимально серьезным?
20. В беседе с малознакомым собеседником облегчают ли шутки взаимопонимание?
Ответы и комментарии
16. Да, конечно. «Крупные» люди воспринимаются как более значительные, привлекают внимание.
Но вот парадокс: и среди выдающихся личностей было немало таких, кто «не вышел ростом»: Ленин, Сталин, Наполеон, Суворов, Жуков, Пушкин, Лермонтов, Чаплин... Есть даже изречение: «Бог любит маленьких». Причина здесь не в Боге, а в людях.
Свой маленький рост многие мужчины воспринимают как вызов судьбы. И живут по трехступенчатой схеме: работают, работают и еще раз работают. Чтобы на них не смотрели свысока. И добиваются многого.
17. Если выступление очень короткое и надо акцентировать на себе внимание, костюм может помочь вам в этом. При кратком выступлении непроизвольное внимание аудитории возрастает. Синий костюм, белая рубашка, красный галстук — элегантное сочетание — как раз и стимулирует его, вызывая положительные эмоции.
Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимания, притупят интерес к выступающему.
18. При длительном выступлении яркие, привлекающие внимание детали одежды (варианты а и б) вызывают все нарастающее раздражение аудитории. Поэтому от них лучше отказаться.
При хорошей подготовке и за 3 минуты можно привлечь внимание содержанием своего сообщения.
19. Хорошая шутка нередко спасительна в затруднительных ситуациях. Окружающие благодарны тем, кто способен поднять их настроение, как бы влить в них новые силы. Умение шутить благотворно влияет на имидж.
20. Шутить предпочтительно с хорошо знакомыми вам людьми, зная, что собеседник правильно поймет вашу шутку. Есть люди, которые начисто лишены чувства юмора. С такими, как говорят, шутки плохи. Поэтому с малознакомым собеседником лучше не рисковать.
Вопросы
21. При деловом общении в вас должны видеть только делового партнера, ваш пол при этом не имеет значения ?
22.- Вы укрепите свой имидж, если будете проявлять а) мягкость, говоря о проблеме, но твердость в отношениях с людьми; б) твердость, говоря о проблеме, но мягкость в отношениях с людьми ?
23. В деловых контактах необходимо примирять а) позиции, а не интересы; б) интересы, а не позиции; в) и интересы и позиции?
Ответы и комментарии
21. Если мужчина не видит в собеседнице женщину, это резко ухудшает ее имидж и как делового партнера. Женщина тоже хочет видеть в собеседнике мужчину, иначе деловой имидж ее партнера терпит урон.
Не будем забывать: женщина придает большее значение мелочам, которые мужчин могут совершенно не интересовать; женщины более эмоциональны.
22. Твердость в отношении с партнерами не способствует благоприятному имиджу, ибо воспринимается как бездушие.
В современном менеджменте утвердился другой принцип делового взаимодействия: будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми; облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.
23. Люди крайне трудно отходят от своих позиций, ведь позиции основываются на их мировоззрении. Примирить позиции бывает гораздо труднее, чем интересы. Но взаимное удовлетворение интересов и служит обычно целью переговоров.
Приведем следующую поучительную историю, демонстрирующую, что в деловых контактах достаточно примирения интересов, а не позиций.
Директор крупного государственного предприятия очень плохо относится к новоявленным бизнесменам. Один из них позвонил директору и сообщил, что может вывезти отходы производства, коими забит весь двор предприятия.
Городские власти запросили большие деньги за разрешение вывезти их на свалку. Таких денег у завода нет. Неприятности же с этими отходами постоянно дают знать о себе: пожарники штрафуют за отсутствие про-
езда на случай пожара, да и осуществлять внутренние перевозки крайне неудобно.
— Сколько это будет стоить? — спрашивает директор.
— Вам — нисколько, мы еще доплатим.
— Вы что — меценаты?
— Нет, мы нашли отходам применение.
— Хорошо. Приходите, поговорим. Договор был заключен. Все довольны.
Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела, но может ему помешать.
Вопросы
24. В деловых контактах предпочтительны утверждения или вопросы?
25. Следует ли показывать свою открытость для критики?
26. Вы услышали нетактичное, задевшее вас высказывание. Что лучше: сразу же дать решительный отпор или сделать паузу перед ответом ?
27. Как влияет на имидж, по вашему мнению, ношение дымчатых очков?
28. Тот же вопрос об обычных очках.
29. Влияет ли наличие автоответчика и АОН на имидж их обладателя?
30. Вы позвонили в СП, и вам посоветовали перезвонить по другому телефону и спросить Сергея Петрова. Что вам говорит такой ответ об имидже данного СП
31. Приезжего гастролера пригласили в местную телестудию для интервью. Что, как правило, он скажет ?
32. О чем могут «сказать» письменные принадлежности делового человека?
33. Марк Твен в рассказе «Как меня выбирали губернатором» описал, как во время предвыборного выступления кандидата на сцену выбежали малыши разных национальностей с криками: «Папочка, зачем ты нас бросил ?!». Как вы оцениваете такой прием оппонентов кандидата?
Ответы и комментарии
24. Собеседник, злоупотребляющий утверждениями, воспринимается как безапелляционный, категоричный
резонер. Такая манера вести беседу является конфликтогенной, то есть чреватой конфликтом. Имидж резонера страдает.
Наоборот, задавая вопросы, мы демонстрируем интерес к собеседнику, его мнению. Это является скрытым комплиментом, что способствует имиджу спрашивающего. К тому же психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них.
25. Открытость для критики демонстрируют словами: «Прав ли я, считая, что...», «Если я не прав, поправьте меня» и т.п. Такая тактика уважительна по отношению к собеседнику, у того создается хорошее мнение о партнере.
26. Не следует торопиться с ответом на нетактичный выпад. Чем более «эффектно» вы ответите, тем в большей степени обидите собеседника, а противостояние только усилится.
Ответив конфликтогеном на конфликтоген, мы в силу закона их эскалации усугубляем конфликт.
Сделайте паузу. Дайте тем самым возможность обидчику одуматься и взять свои слова назад. Нередко в таких случаях говорят: «Извините, я погорячился». Это наилучший выход в данной ситуации.
27. Дымчатые очки, скрывающие глаза, препятствуют общению, могут раздражать собеседника. Это раздражение подсознательно переносится и на человека, прячущего свои глаза.
28. Человек в очках (от близорукости) воспринимается окружающими как более начитанный, образованный. Поэтому некоторые деловые люди с отменным зрением носят очки без диоптрий, чтобы обратить в свою пользу этот стереотип восприятия «очкариков». Особенно этим грешат японские бизнесмены.
29. Наличие автоответчика, АОН, а тем более факса влияет на имидж их обладателя. Все эти технические средства свидетельствуют о том, что он серьезен и заботится о своих партнерах, облегчая и расширяя коммуникационную связь с ними.
30. Имидж СП терпит урон, когда серьезные вопросы поручают решать людям, не называемым по имени-отчеству.
О данном СП у вас наверняка сложится хорошее впечатление.
31. Практически все гастролирующие артисты обязательно говорят о том, что местная публика — самая лучшая, что они с удовольствием вспоминают предыдущие свои посещения этого города. Расчет прост: сделав комплимент местным жителям, вызывают ответные теплые чувства к себе, то есть укрепляют свой имидж в глазах потенциальных зрителей.
Еще одна дежурная тема для укрепления своего имиджа — где уже гастролировали и где еще предстоит. Тем самым говорят: «Смотрите, я нарасхват».
32. Дорогостоящие пишущая ручка, ноутбук свидетельствуют о благосостоянии человека. Поэтому деловые люди пользуются письменными принадлежностями от известных фирм (например, авторучками фирмы «Паркер»).
33. Успеху способствует имидж порядочного человека. Выдающийся американский писатель в упомянутом рассказе показал, что в политической жизни это обстоятельство усвоено давно и что скомпрометировать конкурента — значит уничтожить его. Такую компрометацию и устроили организаторы сценки с детским «интернационалом».
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494