11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
Я знаю, что подвержен погрешностям и часто сшибаюсь, и не буду на того сердиться, кто хочет меня в таких случаях остерегать и указывать мне на мои ошибки.
Петр I
Ошибки наших предпринимателей глазами зарубежных партнеров
В. Шепель, автор «Настольной книги бизнесмена и менеджера», провел анализ опубликованных в прессе высказываний зарубежных предпринимателей о российских коллегах. В итоге обозначились восемь пожеланий, высказанных в их адрес.
1. Нарушение общепринятых правил предпринимательства и коммерции. Риск не имеет ничего общего с нарушением закона. Бизнес предполагает соблюдение норм этики.
Порядочность — визитная карточка предпринимателя.
2. Незнание трех «золотых правил» предпринимательства. Эти правила состоят в следующем:
• рекламируя себя, не порочь своих соперников;
• потребитель — главное лицо в деловых отношениях;
• умей выбирать партнера, не жги мосты общения с ним.
3. Забвение главного показателя эффективного предпринимательства. Важны практические результаты деятельности: получение прибыли, финансовая стабильность фирмы, положительная репутация в обществе, среди партнеров.
4. Морально-психологическая неподготовленность. Она проявляется в неуемном стремлении к сиюминутным успехам, в патологической страсти к деньгам, недопонимании важности их использования в целях укрепления фирмы, повышения ее конкурентоспособности.
5. Мизерный объем маркетинговой информации. Нет справочников о фирмах, отсутствуют информационные механизмы поиска партнеров. Неэффективная реклама. Невладение методами сбора информации о потребитель-ском и покупательском спросе.
6. Неразвитая технология деловых отношений. Незнание техники ведения переговоров. Несоблюдение делового протокола, этики коммерческого общения. Слабая ориентация в особенностях национальной и региональной психологии партнеров.
7. Незнание иностранных языков и принятой в бизнесе терминологии. Нет ясного понимания базовых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела. Незнание правил оформления документации.
8. Несовременное мировоззрение. Закомплексованность мышления, упрощенная деловая мотивация, стандартные подходы при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач, создают трудности в общении с зарубежными предпринимателями.
Возможные риски и ловушки
Во многих случаях претензии к западноевропейским и американским компаниям возникают вследствие существенных различий юридических, деловых и культурных традиций бывшего Советского Союза и про-мышленно развитых стран.
С этим тесно связан вопрос обеспечения деловой" информацией. За рубежом отлажена практика проверки экономической надежности потенциального делового партнера. Надежная деловая информация и знание критических аспектов деловых отношений, где заложен риск неплатежей, становятся существенным фактором при заключении контрактов (предотвращается необходимость возврата долгов юридическим путем).
Экспертными исследованиями выявлены причины невозможности принятия к производству дел по возврату долгов, основными из которых являются: 1) расплывчатость юридических формулировок в контракте — 20 %; 2) отсутствие документов, подтверждающих исполнение контракта,— 10 %; 3) фиктивность фирмы-партнера («фирма на один контракт») — 30 %; 4) отсутствие средств для оплаты расходов, связанных с процедурой возврата долга,— 40 %.
В 60 % случаев это «мелкие долги» (10—40 тыс. долларов США). Однако для фирмы, только-только развернувшейся, и такая потеря означает удар ниже пояса. Абсолютными лидерами в нечестной игре являются фирмы, зарегистрированные в многочисленных оффшорных зонах Британских островов, — 33 % случаев, затем идут США — 22 %, Германия — 18, Польша — 14, Франция — 4, Италия — 4, Болгария — 4 %. Как выявили проведенные исследования, типичным является случай, когда производится 100 %-я предоплата по импортному контракту.
Доверие наших предпринимателей к своим контрагентам, о которых они даже не знают, правомочен ли тот или иной заезжий бизнесмен подписывать контракт от имени фирмы, просто безгранично. Это еще можно понять: когда импортные тарифы и таможенные правила часто меняются, чего только не сделаешь для «ускорения» сделок. Да еще прессинг стереотипа, который умело используется нечистоплотными фирмами: вы, мол, задолжали столько, что не верится, есть ли у вас вообще «зеленые». Ну а раз самолюбие задето, то и кладут деньги на бочку, у которой дно, однако, кое-где прохудилось.
Другое часто встречающееся явление — уклонение от оплаты за поставленные на экспорт товары.
Распространенные ловушки:
• претензии по качеству продукции. По обычаям западных стран продавцу должно быть предложено заменить некачественный товар или принять его обратно. Если же ни то ни другое, то плати или сделать это заставит суд. Но вас дурят: не платят, сбивают цену или заявляют о своих убытках;
• взаимные отклонения от сроков исполнения обязательств по контракту согласовываются по-джентльменски, а затем одной из сторон предъявляются претензии по нарушению сроков и иск на разорительную сумму. Таких случаев достаточно много.
Польская фирма ЭСПЕРО получила от уральской фирмы 5 вагонов гвоздей. Обещания оплаты чередуются продолжительными паузами. А перед российской фирмой стоит вечный вопрос: «Что делать?».
Американская фирма «SOVIO-AMERITG, Ing» договорилась через российского посредника АДС «Внешстройкомплекс» поставить тульской фирме партию женской обуви по «согласованным образцам». Как свидетельствует акт экспертизы, доля поставленной недоброкачественной обуви составила 90 %. Не без «помощи» посредника претензия по браку поступила к американской фирме чуть позже 30-дневного срока, оговоренного в контракте между АДС «Внешстройком-плекс» и «SOVIO-AMERITG, Ing», составленном только на английском языке.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494