3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
Об этом мы говорили, комментируя в параграфе 1.1 правило Гомера.
4. Не упускайте случая изложить сильный довод в виде дилеммы: вывод, сделанный слушателем, более впечатляющ для него, нежели услышанный.
Например, в случае очевидной лжи оппонента можно сказать, что, видимо, он заблуждается искренне, а быть может, обманывает сознательно. Слушатели, вне сомнения, примут за истину второе, и этот вывод более губителен для оппонента.
5. Не бойтесь согласиться с оппонентом, когда есть возможность повернуть его же утверждения против него. Или хотя бы доказать их бесполезность для оппонента.
«— Прекрасно! — промолвил Рудин,— стало быть, по-вашему, убеждений нет ?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
- Да.
— Как же вы говорите, что их нет ?
Вот вам уже одно на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
{И. С. Тургенев. Рудин.)
6. Если аргументы сильные, лучше приводить их порознь, подробно развивая каждый в отдельности. Если же есть только несильные аргументы, следует собрать их «в одну горсть».
Квинтилиан говорил, что «несильные взаимно подкрепляют друг друга. Лишенные значения качественно, они убедительны количеством — тем,- что все подтверждают одно и то же обстоятельство».
7. Старайтесь подкреплять одно доказательство другим.
8. Не пытайтесь объяснить то, чего сами не вполне понимаете.
Неопытные люди часто делают эту ошибку, словно рассчитывая, что найдут объяснение, если будут искать его вслух. Противник бывает искренне признателен таким ораторам. Не следует забывать, что внимание слушателей всегда сосредоточивается на слабейшей части рассуждений говорящего.
9. Не старайтесь доказать большее, когда можно ограничиться меньшим.
Не следует усложнять свою задачу.
10. Не допускайте противоречия в своих доводах. Процитируем П. Сергеича: «Это правило постоянно
нарушается нашими защитниками в судах. Они подробно и старательно доказывают полную непричастность своего клиента к преступлению, а потом заявляют, что на случай, если бы их доводы не показались присяжным убедительными, они считают себя обязанными напомнить им обстоятельства, могущие служить основанием к отпущению вины или, по крайней мере, к снисхождению. Несколько заключительных слов обращают всю защиту в пепел. Это ошибка в самой схеме речи».
Взрослые люди здесь уподобляются неразумному ребенку, который на вопрос, не он ли разбил чашку из сервиза, отвечает: «Нет, не я! Но я больше не буду».
Десять способов опровержения
Эти способы сформулированы выдающимся русским юристом, адвокатом Ф.Н. Плевако, защитником на крупных политических и уголовных процессах 1880—1905 гг. Ниже мы приведем как его рекомендации, так и его же разъяснения.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494