logo
Шейнов

9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажи­те, что у него нет аргументов против важного обсто­ятельства.

10. Не опровергайте невероятное; это что удары «без промаха» по воде и по ветру.

Подсудимый обвинялся в двух покушениях на убий­ство: он в упор стрелял в двух человек, попал в обоих, но ни одна из трех пуль не проникла в тело раненых. Эксперт сказал, что револьвер, из которого произве­дены выстрелы, часто не пробивает даже одежду, им можно лишь напугать, но не убить. Обвинитель тоже сказал несколько слов о слабых боевых качествах ре­вольвера. Защитнику надо было только об этом упомя­нуть как о вполне очевидном. Вместо этого он стал приводить самые разнообразные соображения, чтобы доказать то, что было ясно из самого начала, и уже сложившаяся мысль, что револьвер просто игрушка, постепенно тускнела и таяла.

Еще несколько приемов усиления доводов

Важность формы их изложения. Во всяком практи­ческом рассуждении важно не только то, что сказано, но и как. Риторика располагает некоторыми искусст­венными приемами усиления мыслей за счет формы их изложения. Некоторые из таких приемов уже указа­ны выше.

Преувеличение. По замечанию Аристотеля, это один из способов подкрепить или опровергнуть обвинение. Вместо того чтобы доказывать или отрицать винов­ность подсудимого, оратор распространяется о зле пре­ступления. Если это делает сам подсудимый или его защитник, слушателям представляется, что подозре­ваемый не мог совершить такого злодейства, и, на­оборот, что оно совершено им, когда негодует обви­нитель.

Этот прием, эта уловка, используется повсеместно. К ней прибегает обвинитель, когда, сознавая слабость улик, предупреждает всех, что те будут дрожать за своих жен и детей, если оправдают подсудимого.

Повторение. В обычном разговоре дословное повто­рение раздражает. Однако при убеждении без повторе­ний не обойтись. Правда, делать это нужно косвенным образом (как — об этом ниже).

Сложные мысли не успевают проникнуть в созна­ние, если они сменяют друг друга и произнесены лишь раз. Надо дать человеку время вдуматься, понять, усво­ить мысль, для чего необходимо задержать на ней вни­мание слушающего.

Блестящим примером «внедрения» мысли в созна­ние служит, например, отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Два демона ему служили. Две силы чудно в нем слились: В его главе— орлы парили, В его груди— змеи вились... Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет И в самом буйстве дерзновений Змеиной мудрости расчет!

В этих восьми строках четыре раза повторяется одна и та же мысль; однако повторение не надоедает, а как бы увлекает нас с каждым разом дальше в глубину мысли поэта.

Чтобы не быть утомительным и скучным в повторе­нии, убеждающему стоит излагать повторяемые мыс­ли, используя различные обороты речи.

1.6. САМОПРОВЕРКА: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ

Кроссворд

Необходимое примечание: здесь и в последующих кроссвордах ответы (окончания слов, падеж) записы­ваются в соответствии со структурой фразы, опреде­ляющей вопрос.

По вертикали:

1. К аргументам какого собеседника мы относимся более

критически?

2. Автор правила: «Не загоняйте собеседника в угол».

4. Какое внутреннее состояние человека выражают, руки,

открытые ладонями вверх?

5. Одна из человеческих потребностей высокого уровня, это

потребность в...

11. Состояние, выражаемое жестом: «руки скрещены на груди».

12. Что означает взгляд собеседника в сторону от вас?

13. Автор приема убеждения, включающего два «да».

14. Состояние собеседника, который сидит на краешке стула, склонившись к говорящему; голова слушателя слегка наклонена, опирается на руку.

16.Состояние говорящего, когда он непроизвольно касается пальцами своего носа или век.

18.Самый эффективный вербальный способ расположить к себе собеседника.

19.Высшая потребность человека — потребность в...

22.Состояние, выражаемое жестом: «рука в кармане, большой палец снаружи».

23.Состояние собеседника, который старается на вас не смотреть.

26.Характеристика человека, влияющая на убедительность его аргументов.

28.Смысл жеста, когда слушающий прикрывает рот рукой.

32.К аргументам... собеседника мы относимся более снисходи­тельно.

По горизонтали:

3.Условия какой капитуляции принимаются более легко?

5.Смысл жеста: «говорящий жестикулирует сжатым кулаком».

6.Наука, обучающая красноречию и умению убеждать.

7. Способ заставить другого сделать так, как вы хотите.

8.Переубеждая собеседника, начинайте с того, в чем вы...

9. На убедительность аргументов влияет... убеждающего.

10.Одна из базовых потребностей человека — это потребность в...

15.Слова, действия (или бездействие), способные привести к конфликту.

17.Невербальное средство общения, демонстрирующее добро­желательное отношение к собеседнику.

20. Автор формулы, выражающей функциональную зависи­мость между решением действовать, значимостью цели и вероятностью ее достижения.

21.Прием достижения согласия, искусство которого определя­ется так: «Прежде чем резать пирог, увеличьте его». 24.Состояние человека, который, здороваясь, протягивает руку ладонью вверх.

25.Состояние собеседника, сидящего «верхом» на стуле.

27.Состояние слушателя, когда его голова непроизвольно наклонена набок.

29.Ноги или все тело человека, обращенные к выходу, означа­ют его желание...

30.Состояние человека, «застегнутого на все пуговицы».

31.Расслабленные кисти рук означают... человека.

33.Сила аргументов должна определяться с точки зрения...

34.Способность к сопереживанию, умение понять чувства и состояние другого человека.