9 3 Ваш внешний облик
В человеке все должно быть прекрасно: и прическа, и галстук, и ботинки.
«Памятка делового человека»
Почему мы об этом обязаны сказать
В предыдущей главе мы говорили об эффектах восприятия, в частности, о том, что по внешнему облику окружающие наделяют не знакомого им человека теми или иными качествами. Среди этих качеств есть и позитивные, и негативные, делающие человека приятным или неприятным собеседником..
В среднем 80 % визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя ему в лицо, 20 % сведений дает нам его одежда.
Однако первое, на что мы обращаем внимание, — это одежда человека. В силу «эффекта порядка» (см. параграф 4.6) первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее может восприниматься с определенной предвзятостью. Женщины, будучи более наблюдательными, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь испортить его имидж.
Одежда мужчины
Опрятность и аккуратность. Неопрятность и неаккуратность в одежде вызывают неприятные чувства, поскольку говорят о неуважении к окружающим. Несвежая рубашка, мятый костюм, нечищеная обувь, полуоторванная пуговица, носовой платок не первой свежести, привычка протирать очки концом галстука или закладывать ногу за ногу, демонстрируя слишком короткие носки, все это и многое подобное способно похоронить вашу надежду производить неизменно благоприятное впечатление. Тот же эффект будет, если человек одет не соответственно обстановке и цели встречи.
Цветовая гамма. Это первое, что бросается в глаза. И здесь многие допускают ошибки. Коричневый костюм не сочетается с синей, светло-зеленой или салатного цвета сорочкой. Под синий костюм не стоит надевать розовую сорочку или ярко-коричневые ботинки.
Будьте осторожны с галстуком: как бы ни были модны яркие расцветки, они не подходят к деловому стилю одежды. К деловому костюму, какого бы цвета он ни был, не подойдут и светлые носки.
В настоящее время модельерами разработаны рекомендуемые цветовые сочетания основных элементов мужской одежды (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Рекомендуемые дополнения к мужскому костюму
Цвет | Дополнения | |||
костюма | сорочка | галстук | ботинки | носки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Серый | Белая, | Любого | Черные | В тон |
| голубая, | цвета |
| галстуку |
| розовая, |
|
|
|
| цвета слоно- |
|
|
|
| вой кости |
|
|
|
Темно- | Белая, | Красно- | Черные | Черные |
серый | светло- | черный |
|
|
| розовая, |
|
|
|
| светло- |
|
|
|
| голубая, |
|
|
|
| цвета слоно- |
|
|
|
| вой кости |
|
|
|
Темно- | Белая, | Серо- | Черные, | Серые, |
голубой | светло- | красно- | темно- | бордовые |
| голубая | бордовыи | коричневые |
|
|
|
| Окончание | таблицы 9.1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Темно- | Белая | Бело- | Черные | Темно- |
синий |
| Краен о- |
| голубые, |
|
| голубой |
| темно- |
|
|
|
| бордовые |
Темно- | Цвета | Красно- | Коричневые | Коричне- |
зеленый | слоновой | зелено- |
| вые |
| кости | коричневый |
|
|
Песочный | Светло- | Темно- | Светло- | Бордовые |
| голубая | голубой | коричневые |
|
Темно- | Белая, | Зелено- | Коричневые | Цвета |
коричне- | бежевая, | коричневый, |
| кофе, |
вый | светло- | красно- |
| бордовые |
| розовая | черный |
|
|
Черный | Белая | Серебристо- | Черные | Дымчатые, |
|
| Серый, |
| черные, |
|
| красно- |
| темно- |
|
| черный |
| фиолетовые |
Не стоит забывать, что тот или иной цвет, сочетания цветов подходят лишь к конкретной внешности. Так, полным не подходят светлые, пастельные тона. Им желательно выбирать «теплые» тона (например, цвета слоновой кости), холодные светлые тона— синеватый, зеленоватый — оптически увеличивают фигуру. Черный цвет рекомендуется, как правило, для торжественных случаев. Он особенно идет светловолосым со светлой кожей. Черный цвет удачно сочетается и с другими цветами — белым, желтым, красным.
Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого возраста лучше избегать подобных сочетаний.
Коричневый цвет хорош для шерстяных тканей, а его оттенки — шоколадный и каштановый — подходят к светлой коже. Зеленый цвет многими несправедливо отвергается, хотя теплые его оттенки — оливковый и липовый — освежают естественные краски лица. Желтый цвет хорош для лета. Синий цвет более других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он «молодит» в любом возрасте, ведь белый цвет — король всех цветов.
Костюм. Различают четыре основных типа костюма: деловой, вечерний, свободный и спортивный. Смешение типов не допускается. (Например, кроссовки и пиджак, а тем более галстук, — явный нонсенс.)
Тип костюма определяется прежде всего тем, чем предстоит заниматься: работать или отдыхать (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Рекомендуемый тип костюма
Вид | Тип костюма | |||
деятель- |
|
|
|
|
ности | вечерний | Деловой | свободный | спортивный |
Работа | Не реко- | Для руково- | Для сотруд- | Для профес- |
| мендуется | дителей всех | ников сферы | сий, связан- |
|
| рангов в | услуг, | ных с |
|
| любой сфере | репетиторов, | использова- |
|
| деятельно- | работнивов | нием физи- |
|
| сти; для | СМИ, людей | ческого |
|
| персонала | творческого | труда; |
|
| офисов; | труда | иногда — |
|
| Деловые |
| для людей |
|
| встречи и |
| творческого |
|
| переговоры |
| труда |
Досуг | Прием, | Презентация | Дружеская | Пикник, |
| светская | за городом, | вечеринка, | прогулка за |
| вечеринка, | концерт или | дискотека, | городом или |
| свадьба, | театр, | кино, экс- | в парке, |
| концерт | посещение | курсии | спорт, |
| классиче- | выставки, |
| «поход» по |
| ской музыки | экскурсии |
| магазинам |
В рабочее время не принято носить слишком светлые костюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее.
Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску — наиболее распространенный тип костюма для любого случая.
Если ваша фигура не подходит под описание «высокий, стройный мужчина», то двубортный костюм из своего гардероба лучше исключить — он еще больше «укоротит» вас, а если вы еще и толстоваты, то превратит в колобка. Однобортный костюм для вас предпочтителен.
Джинсы, без сомнения, одежда очень удобная и универсальная. Но все же подавите в себе соблазн надевать их «и в пир, и в мир, и в добрые люди». А если классический деловой костюм вызывает у вас отвращение, то его прекрасно заменяют комбинации брюк более свободного, чем костюмные, покроя с пиджаками (в этом сочетании допустима водолазка, заменяющая сорочку).
К пиджаку в клетку или в полоску лучше всего подходят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полоску — однотонный пиджак.
Легкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственного волокна для теплого времени года стал сейчас непременным реквизитом мужского гардероба. Ткань для такого костюма может быть одноцветной либо с рисунком, светлых или темных тонов. Все зависит от имеющихся у вас сорочек и ботинок, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.
Для мужчин среднего роста и нормального телосложения ограничений в одежде не существует. Не надо только злоупотреблять отделкой и украшениями. Высоким, стройным подойдет одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотрительности при выборе и ткани, и модели. В этом случае более приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую вертикальную полоску.
К праздничному темному костюму обязательны белая сорочка, черные ботинки и черные носки.
К комбинированному костюму (серые в полоску брюки, черный пиджак) надевают белую сорочку (манжеты и воротничок должны быть накрахмалены), серый галстук, черные ботинки и темные носки.
Для деловых людей днем на работе кроме традиционного делового костюма сейчас приемлем костюм клубного стиля. Чаще всего это темно-синий пиджак с блестящими пуговицами. Требования к сорочкам и галстукам сохраняются (см. ниже). Брюки могут быть либо светлого тона, либо темнее пиджака. Можно одеться и так: белый верх, темный низ (если у вас светлый клубный пиджак, носить его лучше с темными брюками).
Сорочка. В мужской одежде она играет немаловажную роль. Достаточно пары выходных костюмов и пары пиджаков с брюками, чтобы всегда выглядеть эффектно и свежо. Но только при одном условии: если у,вас не менее дюжины разных сорочек. В деловом мире принято, как правило, носить белые или светлые (голубые, бежевые, в мелкую полоску, в чуть заметную клеточку) рубашки.
Сорочка должна быть светлее самой темной нити в костюме. Пестрые и клетчатые обычно носят без галстука. Если же с галстуком, то лучше всего однотонным. Сорочки спортивного типа застегивают под горло.
Не следует носить сорочки с короткими рукавами. Манжеты сорочки должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. Без пиджака (в жаркую погоду) сорочку с коротким рукавом надевать можно, но только не полнеющим мужчинам невысокого роста: в ней они будут выглядеть как «поперек себя — шире»
По случаю торжеств надевают обязательно белую (не трикотажную) сорочку с крахмальным воротничком.
Галстук. Он, как ни что другое, отражает вкус владельца. Иногда подобрать галстук очень трудно. Поэтому рекомендуется наряду с пестрыми галстуками из натурального и искусственного шелка или искусственного волокна прибрести два-три однотонных галстука, которые можно носить с любым костюмом. Однако универсальным цветом для галстука был и остается малиновый или бордовый. Черный галстук надевают только по случаю траура или, если положено, к форменной одежде.
Выбор галстука зависит от цвета и рисунка ткани костюма, а также его покроя. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и искусственного шелка. «Бабочки» годятся только для официальных случаев. Они должны быть выдержаны в изысканных тонах.
К костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук, к пестрому костюму — однотонный галстук, если они гармонируют по тону. При этом надо следовать правилу: галстук одного тона с костюмом должен быть светлее его или темнее, в результате они будут дополнять друг друга. Если костюм и галстук контрастных тонов, то этот контраст должен быть единственным в вашем туалете.
К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочке в полоску или в клетку — однотонные, спокойной расцветки. С костюмами светлых тонов принято носить яркие галстуки. Сложнее подобрать галстук к костюму из тканей в полоску или в клетку. В этом случае предпочтительнее галстуки однотонные, чуть светлее костюма.
Допустим, вы хотите надеть пестрый галстук к костюму из ткани тоже с пестрым рисунком. Общего правила, какого можно было бы, придерживаться, здесь нет. Однако в этом случае следует иметь в виду, чтобы рисунок костюма и галстука (например, полоска) не повторялся. И еще одна рекомендация: можно комбинировать два различных рисунка, но не более. В противном случае костюм (да и человек, который его носит) производит впечатление сшитого из кусков разных тканей и выглядит излишне вычурно. Выбор галстука зависит и от времени года. Зимой — галстук глубоких и темных тонов, летом — светлых и более ярких.
Галстук лишь тогда необходимый атрибут одежды, когда он правильно завязан, а не болтается на шее, как веревка. Зажимы, булавки на галстуках — не признак хорошего вкуса.
Шляпа. Ее носят преимущественно с пальто или плащом для защиты от холода. Шляпа всегда должна соответствовать верхней одежде: весной и летом — более светлая, осенью и зимой — темная. Не рекомендуется носить велюровые шляпы, а также черные шляпы к пальто и костюму не черного цвета.
Обувь. К строгим костюмам рекомендуется надевать полуботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. Светло-коричневые ботинки абсолютно не подходят к коричневому костюму. В летнее время к светлому костюму можно надевать цветную обувь.
На приемах нельзя появляться в сандалетах или сандалиях.
Ботинки на толстой подошве, грубые спортивные ботинки, кроссовки и сандалеты подходят только к спортивной одежде.
Лакированные ботинки надевают только к смокингу.
Перчатки. Лучше всего иметь светло-коричневые, поскольку они подходят к темно-коричневому или серому зимнему пальто. Черные перчатки надевают только к очень темному пальто.
Пальто. Желательно, чтобы в гардеробе было по крайней мере два пальто, одно из них — на каждый день, другое — темного цвета, оно подойдет для любых торжеств и официальных встреч.
При выборе и покупке костюма или пальто нужно
не забывать простое, но мудрое правило: лучше и выгоднее иметь немного дорогих и разумно подобранных,
приобретенных на долгое время вещей, чем покупать
вещи дешевые.
Подтяжки. Мужчина не должен выставлять напоказ свои подтяжки, даже если они узкие и вполне приличные по внешнему виду. Но против подтяжек как таковых никто не возражает.
Для мужчин с излишними «накоплениями» в области талии, подтяжки являются обязательной частью их туалета. Однако появляться в общественном месте в подтяжках, когда они не прикрыты пиджаком, считается неприличным.
Одежда деловой женщины
И женственность, и деловитость. Одежда всегда играла огромную роль в жизни женщины. Она расходует на одежду много времени и средств, и это себя оправдывает. Прежде всего потому, что только хорошо одетая женщина чувствует себя уверенно и комфортно.
Деловая женщина должна подчеркнуть в себе то, что некоторым мужчинам представляется несовместимым: и женственность, и деловитость. Отсюда и ограничения в одежде женщины, желающей быть неотразимой на работе (об этом мы уже говорим в параграфе 9.2).
Гардероб. В нем должны быть две-три юбки, жакеты, две-три блузки. Менять туалеты желательно часто, ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает и «гасит настроение». Деловую одежду отличает классический покрой и многофункциональность. Но, тем не менее, и здесь предназначением женской одежды было и остается подчеркивание незаурядности и элегантности.
У женщины всегда есть право на оригинальность в одежде и на свой стиль ее ношения.
Ткани на службе женщины. Особо ценится хороший вкус, который проявляется в умении подобрать для своей одежды ткани по структуре и расцветке.
Худым женщинам лучше всего шить или покупать одежду из легких «торчащих» тканей или из тканей с большим ворсом. Полным, наоборот, пойдут тяжелые, «падающие» ткани.
К тонким фигурам хорошо подходят ткани ярких расцветок с крупным рисунком, с поперечными или косыми полосами, в крупную клетку, а также однотонные светлые ткани (белые, голубые, желтые и т.п.), иногда с блестящим отливом.
Женщинам с полной фигурой более идут ткани с мелким рисунком, в продольную полоску и однотонные ткани темных расцветок. Такой подбор красок и рисунков объясняется их световыми эффектами: в первом случае они как бы укрупняют фигуру, во втором — делают ее тоньше.
Цветовая гамма. Подбор тканей зависит от цвета и характера кожи, волос лица. Ткани пастельных оттенков идут только к хорошему цвету лица и гладкой коже, не имеющей каких-либо изъянов (родинок и т.п.). Голубые ткани идут блондинкам с ярким цветом лица. Им также идут розовый и оранжевый цвета, варианты черного, белого, серого цветов. Рыжеволосым не идут розовый, оранжевый и желтый цвета. Им подходит коричневый с фиолетовым оттенком, зеленый или голубой. Брюнетки могут носить платья ярких тонов.
В ансамбле одежды не рекомендуется более грех цветов, причем они подбираются так, чтобы подчеркнуть основной, доминирующий цвет или контрастировать с ним. Удачны, например, такие сочетания цветов: черный, серый и фиолетовый; синий, серый и голубой; беж, коричневый и зеленый. Еще легче подобрать два тона: например, красный с черным, синий с белым, серым, голубым, желтым.
Лучшими для делового платья считают темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, умеренно синий и светло-синий цвета.
Ограничения. В одежде делового стиля отдается предпочтение не только гладкокрашеным тканям названных выше цветов. Возможны и различные варианты полосок и клеточек в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, растительные или абстрактные рисунки.
Имидж деловой женщины предполагает и другие ограничения. В частности, не стоит появляться на работе в сверхмодной одежде «последний писк», в брюках, если вы работаете среди мужчин, и вообще одеваться в мужском стиле. Чрезмерно укорачивать юбку, повинуясь моде, тоже нельзя.
Туфли желательно носить простые, на среднем каблуке, а чулки — телесного цвета. Пальто и плащ должны закрывать юбку или платье. Для женской деловой одежды подходит платье в тон с жакетом. Блузка или блейзер могут контрастировать с юбкой, а свитер вообще на работу, как мы уже говорили выше, надевать не принято.
О немаловажном в облике деловой женщины
Волосы. «Волос долог, да ум короток», говорится в известной поговорке. И хотя длинные волосы делают женщину более привлекательной, нужно не забывать, что они отрицательно сказываются на имидже деловой женщины.
Лучше всего волосы средней длины, до плеч. Но они не должны напоминать прическу мальчика или мужчины.
Женщины, как известно, красят волосы, чтобы выглядеть моложе и красивее. Седина добавляет солидности мужчине, но женщины борются с ней, как только могут, хотя (как считают некоторые) и не всегда оправданно.
В психологическом плане темные волосы женщины говорят о ее властности, а светлые способствуют ее привлекательности.
Чересчур смелые эксперименты с волосами, особенно с их цветом, «не работают» на имидж деловой женщины.
Прическа. Ее подбирают с учетом фигуры. Крупная и высокая женская фигура: средняя длина волос до мочки уха, увеличен их объем на височной части. Маленькая и полная фигура: волны или легкие кудри, уходящие в теменную зону. Низкорослая и худая женщина: каре — короткий и удлиненный вариант, увеличен объем волос около ушных областей и на висках.
Прическа зависит от типа лица. Нет особых проблем с выбором прически у тех, у кого овальное лицо. К круглому лицу подойдет каре классического или романтического стиля. При квадратном лице не следует открывать лоб, рекомендуется челкой прикрывать верхнюю лобную зону.
С помощью прически можно «корректировать» отдельные части лица: длинный нос — напустить волосы, вздернутый — завить кудри. Скошенный подбородок выправят зачесанные назад волосы или прическа с пробором.
При выборе прически следует принимать во внимание форму головы. Если заметно выражена теменная часть, то желательна стрижка, уменьшающая объем теменной части. Если, скошена линия лба, то лучше всего длинная челка.
Макияж. Блондинкам, предпочитающим холодную гамму, рекомендуются розоватые, серые, сливовые и серо-голубые тени, бежевый или розовый тональный крем. Теплую гамму создают каштановые или медные тени для век при золотисто-бежевом тоне лица. Остальной макияж сдержанный, помада может быть яркой.
Черноволосым женщинам не следует использовать косметические средства ярких и так называемых чистых тонов. Серые и розовые тени «смягчают» взгляд.
Каштановые оттенки волос считаются нейтральными. Их отлив может быть теплым (коричневым и красноватым с желтым) или холодным (пепельно-каштановым). Если волосы медно-каштанового оттенка, а глаза цвета лесного ореха, то предпочтение следует отдавать светло-бежевому тональному крему для лица. Глаза подчеркивают сочетанием теней коричневого и рыжеватого цветов или золотистого и цвета листвы. Румяна и губная помада в таком случае — медных и коричневато-оранжевых оттенков.
Если волосы пепельно-каштановые, а глаза карие, голубые, тональный крем для лица — розовый. Макияж глаз — желто-каштановый, с бежевато-розовым.
Очки. Оправа очков должна быть средних размеров, пластмассовая или металлическая. Брюнеткам рекомендуется подбирать оправу в тон волосам, блондинкам и рыжеватым — избегать оправ, близких по цвету к волосам. Для них лучшая оправа — коричневого цвета.
Не рекомендуется носить темные и дымчатые очки. Хотя они и придают «солидности» деловой женщине, j но наносят урон ее женственности.
Аксессуары. Цветной платочек (но не цветастый), брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие нехитрые детали туалета придают внешнему облику женщины индивидуальность. Стремление не остаться незамеченной — глубинная потребность любой женщины. Вот почему она постоянно изобретает средства для ее удовлетворения. И эффект аксессуаров — одно из таких средств.
Примечательно, что достижение нужного эффекта не требует сколько-нибудь значительных материальных затрат, причем возможны различные комбинации аксессуаров. Они прекрасно выполняют роль дополнительных деталей в создании имиджа деловой женщины
Минимальный их набор следующий. Первый незаменимый предмет — атташе-кейс: кожаный телесно-коричневый, простой, без ярких металлических украшений. Если женщина предпочитает пользоваться дамской сумочкой, то уж, конечно, только кожаной и высокого качества (внутри сумочки должен быть полный порядок!). Бумажник и кошелек желательны одного цвета, без узоров.
Всегда при себе нужно иметь ручку и карандаш. Желательно, чтобы ручка была с надежным золотым или позолоченым пером.
Никогда не пишите дешевыми ручками и огрызками карандаша: эта на первый взгляд мелкая деталь может навсегда испортить вашу репутацию!
Портрет преуспевающего делового человека
Итак, каков он, этот портрет?
Отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. Начищенные до блеска ботинки и аккуратная прическа.
Приветливая улыбка на его лице свидетельствует о расположении к собеседникам и хорошем настроении.
Он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре.
Имеет все необходимые рабочие документы, которые хорошо исполнены, включая и его визитку: все на отличной бумаге, с четким текстом в соответствии с правилами деловой этики.
Надеемся, что читатели усвоили и другие детали и обстоятельства, описанные в данной главе. Проверить полученные знания можно с помощью прилагаемого кроссворда.
- Глава 1.
- 1. Не доказывайте очевидного.
- 2. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
- 3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
- 1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и «разбивайте» их по отдельности.
- 4. Не доказывайте, когда можно отрицать.
- 8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
- 9. Если оппонент обошел молчанием некое важное обстоятельство, обратите на это внимание и укажите, что у него нет аргументов против важного обстоятельства.
- Глава 2.
- 2.3. Защита от манипуляций
- 2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях
- 2.8. Манипуляции в школе
- 3.2. Речевые средства общения
- 3.3. Как сделать комплимент неотразимым
- 3.4. Неречевые средства общения
- Глава 4. Как «читать» собеседника
- 4.2. Пантомимика
- 4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека
- 4.4. «Словарь» телодвижений
- 4.5. Эффекты восприятия
- 4.6. Первое впечатление: значение и ошибки
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями
- 5.4. Неслучайные конфликты
- 2. Соединение двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 1. Подлежит устранению сама конфликтная ситуация.
- 3. Формулировка должна подсказывать, что надо делать.
- 4. Задавайте себе вопросы «почему?», пока не докопаетесь до первопричины конфликта, из которой проистекают другие.
- 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
- 5 6 Конфликты в учреждениях и организациях
- 5.7. Конфликтные личности
- Глава 6.
- 1. Сформулируйте конкретные цели.
- 2. Составьте план беседы.
- 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора.
- 7. Говорить должен в основном ваш собеседник.
- 8. Оставайтесь на высоте своего положения.
- 9. Фиксируйте полученную информацию.
- 10. Прекращайте разговор сразу после достижения намеченной цели.
- 6.3. Виды деловых контактов и их специфика
- 3. Неоказание помощи новичку в плане адаптации'.
- 6 4 Исцелять, не раня искусство критики
- 6 5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор
- 6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать
- 6. 7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов
- Глава 7.
- 7.2. Техника выступления
- 7 3. Психологические факторы в процессе выступления
- 7.4. Оптимизация совещаний
- 7. 5. Телефонный практикум
- 4. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?
- 7.6. Правила деловой переписки
- 7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях
- 7.8. Самопроверка- грамотный ли вы коммуникатор
- Глава 8. Искусство ведения переговоров
- 8 1. Подготовительные действия: что вы о них знаете?
- 8.2. Начало переговоров
- 8.3. Основные правила ведения переговоров
- 8.4. «Тонкости» переговорного процесса
- Глава 9. Имидж делового человека
- Что и как влияет на формирование имиджа
- 9.2. Имидж деловой женщины
- 9 3 Ваш внешний облик
- 9.4. Самопроверка: формирование имиджа
- Глава 10 Деловой этикет
- 10.1. Встреча. Приветствие. Представление
- 10.3. Этика деловых контактов
- 10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах
- 11.1. Немцы
- 11 2 Французы
- 11.3. Англичане
- 11.4. Итальянцы
- 11 5 Американцы
- 11 6 Японцы
- 11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами
- 11. 8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых»
- Глава 12. Как подчинить себе время
- 12.1. Важнейший жизненный ресурс
- 12.2 Восемь универсальных правил рационального использования времени
- 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
- 2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
- 3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
- 4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
- 5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
- 6. Рационализируйте чтение.
- 8. Используйте «эффекты мелочей».
- 10. Оптимизируйте систему контроля.
- 12.4. Где взять недостающее время
- Глава 1. Практические приемы убеждения .................... .3
- 1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
- 1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
- Глава 2. Технология влияния................................................... .40
- Глава 3. Умение располагать к себе.................................... 147
- Глава 4. Как «читать» собеседника....................................... 176
- Глава 5. Управление конфликтными ситуациями.............. 242
- Глава 6. Техника деловых контактов...................................283
- Глава 7. Методы воздействия на деловую среду.............. 322
- Глава 8. Искусство ведения переговоров ......................367
- Глава 9. Имидж делового человека.....................................404
- Глава 10. Деловой этикет ...........................................................433
- Глава 11. Что нужно знать о зарубежных партнерах .....456
- Глава 12. Как подчинить себе время .................................494