logo search
Шейнов

6 4 Исцелять, не раня искусство критики

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.

Б.Паскаль

Счастлив тот, кто, слыша хулу себе, может ею восполь­зоваться для исправления.

У. Шекспир

Обоюдоострое оружие

Критика является острым оружием во взаимоот­ношениях людей. При всей ее необходимости не сле­дует забывать, что критика, особенно «без церемо­ний», больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится неработоспособным. Это тот случай, о котором говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад».

И неудивительно: любая критика, относится к числу конфликтогенов, способных привести к конф­ликту.

Римский император Адриан построил в Риме по разра­ботанным им самим планам храм Венеры и Ромы. Архи­тектор Аполлодор из Дамаска, человек почитаемый, ука­зал на определенные недостатки сооружения. В частности, на несоответствие между высотой постамента и вели­чиной изваяний богов. Его слава не избавила императора от жажды мести. За эту критику архитектор попла­тился жизнью.

Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первая мысль многих в ответ на критику — найти ми­шень критики не в себе, а в критикующем: в его пред­взятом отношении, плохом настроении, в попытке най­ти «козла отпущения» и т.п.

Издержки несозидательной критики

Ощущение фатальности. Критическое замечание мо­жет создать у критикуемого ощущение безысходности, невозможности исправить положение, изменить что-либо лучшему. Излюбленная фраза критика: «Вам нуж­но было поступить вот так».

Но поскольку события ушли в прошлое и «посту­пить так» уже нельзя, то человек попадает в тупико­вую ситуацию: он не видит выхода, и ему ничего не остается, как только сопротивляться. Критика не до­стигает цели.

Ощущение фатальности при" восприятии критики нередко бывает причиной неурядиц в семьях. Крити­ческие замечания делают в адрес друг друга оба — и муж, и жена, но чаще именно женщина. Немало, ко­нечно, ворчунов и среди мужчин. В семейной обста­новке они критикуют беззлобно, ощущения фаталь­ности свой критикой не создают. Таким «искусством» наделены женщины с невротическими склонностями. В своих словесных упражнениях они любят изречения типа: «Зачем ты это сделал?», «Ты потерял?!», «Ты не мог это сделать раньше?» и т.п. Поправить сделан­ное уже нельзя, нередко вспыхивает гнев, муж сам переходит в наступление. Ссора неизбежна, а то и конфликт.

Назидательность. Критикующий сам вызывает у критикуемого негативное отношение к своей персоне. Причины? Назидательный тон, поза превосходства, нравоучения типа: «Вы поняли, как надо поступать?», «Почаще надо прислушиваться к советам», «Не высо­вывайтесь со своей инициативой!» и т.п. У критикуе­мого может сформироваться мнение: к нему просто придираются. Такого не произойдет, если он услышит, например: «Я говорю вам это, потому что хочу, чтобы наши отношения оставались по-прежнему хорошими». У критикуемого скорее всего будет складываться впе­чатление, что ему хотят помочь.

Излишняя эмоциональность. Критика «идет в одни ворота», когда критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере, на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не способен вовремя остано­виться. Лица с ярко выраженным авторизмом при этом добавляют «металла» в голосе и говорят чересчур громко. Слабые натуры такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен.

Негативные обобщения. Они вызывают сопротивле­ние того, к кому обращены. На работе: «Вы всегда опаз­дываете!», «От вас никогда вовремя не получишь нуж­ных сведений». Или дома: «Ты всегда так!», «Ты никогда не...», «Экий ты вообще бестолковый».

Вторжение в чужую «территорию». Люди, подвер­гшиеся критике, действуют под влиянием социально-психологического закона охраны «своей территории», они всегда стараются оградить ее от вторжения со сто­роны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности — от физического окружения до собственного мироощущения.

«Охрана территории» тесно связана с важнейшей человеческой потребностью — потребностью в уваже­нии, признании. Она и проявляется в отстаивании сво­его «Я», в попытке оградить себя от критики.

Виды созидательной критики

Очень легко похвалить кого-то. Гораздо труднее сде­лать корректное, необидное замечание по делу. Неко­торые конструктивные варианты критических оценок приведены ниже. Из их числа нетрудно выбрать тот, который наилучшим образом подходит к конкретной ситуации.

Подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше»).

Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете такое же задание лучше»).

Критика-аналогия («Как-то раз я, как и вы, допус­тил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»).

Критика-похвала («Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая надо бы лучше»).

Безличная критика («В нашем коллективе есть, к со­жалению, еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»).

Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложив­шимся положением дел, особенно у таких наших кол­лег, как...»).

Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано»).

Критика-сожаление («Очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»).

Критика-удивление («Как? Вы не смогли сделать эту работу?»).

Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работ­ка — что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»).

Критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчи­тывал!»).

Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил, как и вы. Но плохо ему потом пришлось...»).

Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз лучше посоветуйтесь»).

Критика-предупреждение («Если вы еще раз допус­тите подобное...»).

Критика-требование («Работу надо переделать»).

Критика-вызов («Допустили столько ошибок — сами и решайте, как выходить из положения»).

Конструктивная критика («Работа выполнена не на должном уровне. Что собираетесь предпринять?»).

Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следу­ющий раз работа будет выполнена так же»).

Искусство критики: десять основных правил

Выше мы говорили об отрицательных моментах, сопровождающих критику. Каждому из нас приходи­лось остро почувствовать их на себе.

Чтобы избежать этих отрицательных моментов, не­обходимо выполнять определенные правила.

О трех из них — см. в параграфе 5.2. Там мы говорили о необходимости 1) выслушать объяснение критикуемого, 2) сохранения ровного тона, 3) сначала похва­лить, прежде чем критиковать.

Дополним их еще некоторыми.

Критикуйте поступки человека, а не его самого.

Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш про­мах?». И, наоборот, грубой ошибкой являются обоб­щения с переходом на личность и навешивание ярлы­ков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.).

Каждый может согласиться, что он ошибся, осо­бенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закла­дывается конфронтация, отдаляющая стороны от вза­имопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.

Не ищите «козла отпущения».

Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, что­бы не обострять отношения. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас.

Не обвиняйте, а ищите решение вместе.

Обвинительное жало не способствует конструктив­ному решению. Чтобы настроить критикуемого на по­иск решения, а не на оправдания, помогите ему «со­хранить лицо», не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно».

Некоторые рассматривают возможность указать дру­гому на его промахи как средство утвердить свои авто­ритет, показать свое превосходство. Фактически сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать про­счеты другого, унижать тем самым его как личность -это уже «перебор», дающий обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, а подчеркивание сво­его превосходства является сильным конфликтогеном.

Не критикуйте при свидетелях.

Это настолько очевидно, что не нуждается в ком­ментариях. Добавим только, что, наоборот, хвалить лучше всего при свидетелях.

Помните: ничто так не разоружает, как условия по­четной капитуляции.

Цель критики — чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуля­цию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизитель­ными (сокрушительная критика), а почетными (совме­стный поиск выхода из ситуации).

Надеюсь, читатель тут же вспомнит третье правило убеждения (см. главу 2) — правило Паскаля.

Не копите претензии, излагайте их сразу после об­наружения тех или иных недостатков.

Чем оперативней коррекция, тем она более действен­на и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах кри­тика «переваривается» лучше.

Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли тут вашей вины.

Правильно ли вы обозначили цель? По силам ли человеку ваше задание? Был ли он информирован о мере ответственности за его выполнение и поощрении в случае успеха?

Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».

Тем, кто болезненно переносит любую критику, адресуем несколько замечательных высказываний: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их зна­ем» (Г. Лихтенберг); «Мудрый человек всегда на сто­роне тех, кто нападает на него; он заинтересован боль­ше их в обнаружении своих слабостей» (Р. Эмерсон).